Чем занимаются по ночам "менты"

Одну из ночей минувшей недели сотрудники Комитета «За гражданские права» и «Центра помощи жертвам пыток» посвятили проведению рейда по 5 московским отделениям милиции. Посмотреть книгу задержаний и побеседовать с самими задержанными правозащитникам не разрешили нигде.

Поводом для рейда послужила жалоба задержанного и избитого милиционерами «гостя столицы» из Мордовии Владимира Баранова. «Отличились» сотрудники ОВД поселка «Северный» Северного округа столицы. Обнаружив, что у остановленного ими мужчины отсутствует регистрация, милиционеры немедленно доставили его в отделение. Доводы задержанного, что он приехал в Москву на 4 дня, а регистрацию нужно оформлять при сроке пребывания свыше 10 дней, на милиционеров не подействовали. Задержанный получил несколько ударов по голове и в живот, а затем был оштрафован на 50 рублей. Столь малая сумма штрафа объясняется тем, что у мужчины просто больше не было с собой денег.

В ОВД поселка «Северный» правозащитники приехали в 19 часов вечера. Они попросили документы, связанные с задержанием Владимира Баранова. Документы им не дали, вместо этого, по свидетельству председателя Комитета «За гражданские права» Андрея Бабушкина, дежурный и пришедшие ему на помощь коллеги попытались выдворить правозащитников из помещения. Лишь вышедший на шум начальник отделения позволил правозащитникам остаться, однако объяснений по делу Владимира Баранова они так и не получили. Зато увидели, как в милиции ведется прием посетителей.

– Дежурный сидит боком к окошечку, в окружении телефонов, – рассказывает Андрей Бабушкин. – На слова посетителя поначалу не реагирует. Лишь когда человек решается повторить свою просьбу, милиционер нехотя поворачивает голову, несколько секунд слушает, а затем обрывает его фразой: «Пишите заявление». Если у дежурного звонит телефон, он поднимает трубку и, немного послушав звонившего, начинает с яростью объяснять, что все сотрудники заняты и возиться с подобными жалобами им некогда. Между тем группа сотрудников в количестве 6 человек сидела в соседнем кабинете и в течение тех двух часов, что мы провели в ОВД, была совершенно ничем не занята.

После ОВД поселка «Северный» правозащитники отправились по другим отделениям милиции Северного и Северо-Восточного округов столицы. Они обнаружили, что «достучаться» в них в вечернее и ночное время крайне сложно. Двери везде закрыты изнутри, а на звонок дежурный реагирует лишь спустя несколько минут.

Участники рейда стали свидетелями того, как некий пострадавший от преступников гражданин пытался добиться помощи в одном из отделений милиции. Открывший дверь дежурный перебил его словами: «Придете завтра утром, напишете заявление, потом разберемся». Пожаловаться же на действия или бездействия милиционеров ночью некому. В окружных и районных прокуратурах ночного дежурства не предусмотрено вообще. А в городской прокуратуре, куда правозащитники за время рейда несколько раз звонили, никто не брал трубку.

Завершился рейд в ОВД «Отрадное». Там правозащитники увидели двух задержанных, по словам милиционеров, за кражу. Однако побеседовать с ними правозащитникам не разрешили, сославшись на то, что «сами их еще не допрашивали».

Директор «Центра помощи жертвам пыток» Валерий Габисов утверждает, что ни в одном из отделений милиции на доске объявлений не было телефона Управления собственной безопасности. Если учесть отсутствие прокурорского контроля в ночное время, то задержанный оказывается абсолютно беззащитным перед сотрудниками милиции.

Незадолго до рейда правозащитники провели опрос 120 человек, когда-либо вызывавших милицию по телефону. Четверть опрошенных ответили, что сотрудники милиции приехали в течение нескольких минут. В 60% случаев милиционеров пришлось ждать от получаса до полутора часов. И в 15% случаев они не приехали вообще. Такая «отзывчивость» родной милиции производит на граждан значительно более неизгладимое впечатление, чем всевозможные пиар-кампании, на которые МВД не жалеет средств.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *