Взять в руки кусок глины и сотворить нечто...

Сегодня произведения его школы разошлись по всему миру и соперничают с дымковской игрушкой...

В далеком 1993 году в Иркутске произошло яркое событие – открылась новая керамическая мастерская, школа-студия Николая Соколова. Со всего города в необычную студию стекались дети – учиться волшебству превращения глины в художественное произведение.

Ученик Рублева

Николай Васильевич Соколов вот уже 18 лет руководит городским университетом искусств. Керамический цех, словно росток от здорового насаждения, отпочковался от родной альма-матер.

Сам Соколов чем-то неуловимым похож на актера Николая Бурляева. Подчеркнуто интеллигентен. У него негромкий голос и красивые руки. Общаться с ним – истинное удовольствие.

Среди керамических изделий в мастерской вполне законно висит портрет Михаила Васильевича Рублева – одного из первых слушателей соколовской студии, много лет отработавшего в университете. Начало становления мастерской – период смутного времени. "Горели" деньги, по России гуляла инфляция. Но, как говорит сам Соколов, никто ни в чем не сомневался – студию создали очень скоро и споро. Себя Соколов называет учеником Рублева. Первая его работа, выполеннная в керамике, "Сом-хозяин", была представлена именно учителю. Это было чудо – впервые взять в руки кусок глины и сотворить нечто. Пожалуй, с этого все и началось по-настоящему.

Сегодня выпускные работы слушателей школы стоят на известном Шумакском курорте, неподалеку от Ниловой Пустыни. Керамические изделия Ромы Соколова, Коли Попова и Андрея Семеняка были выполнены монументально. Решение украсить Шумак работами выпускников пришло спонтанно. Скульптура "Шумакский Будда" и по сей день считается визитной карточкой курорта. Так были прочитаны и исполнены "Мифы и легенды Прибайкалья".

Кроме того, изделия студийцев уверенно выдвинулись на российские просторы. Эти работы даже в чем-то превосходят изделия из Каргополья и дымковские игрушки. Иркутские изделия самобытны, и даже стилизации под байкальские темы, выполненные кем-то на стороне, не дотягивают до подлинного мастерства иркутян. В школе Соколова отслеживается чистота стиля. Игрушки и сувениры выполняются из глины, точно так же выполнены салонные композиции.

Взрослые в школе обучаются два года, а детям-выпускникам еще и присваивается квалификация с видом на профориентацию. Школа входит в ассоциацию ДАНКО. Название расшифровывается так: "Да – науке, культуре, образованию". Все вместе – имя горьковского героя с горящим сердцем. Впрочем, метафора так или иначе отражает суть и содержание идей ассоциации.

Подарок для Валентины Матвиенко

Занятия в студии проводятся своеобразно: кредо преподавателей – учить не записывать, а смотреть и наблюдать. Занятия с глиной учат любого слушателя терпению. Изделие сиюминутно не рождается. Делаю вывод, что любое изделие для учеников Соколова начинается с ожидания радости. Так происходит становление ребенка.

Мастерская Соколова вырастила многих из тех, кто сегодня составляет культурный общественный слой нашего города. Это вовсе не высокие слова. За некоторыми работами выпускников школы уже давно охотятся коллекционеры. А до этого любому мастеру еще дорасти надо.

Здесь делают ударение на словах "народный промысел" – мастерство непременно должно давать доход художнику. Детские работы на продажу не выставляются, хранятся в хранилищах. Лучшие работы из цикла "Русь державная" и "Русь православная" находятся в Доме-музее Рогаля. Языческие тотемы можно увидеть в хранилище музея в Тальцах.

Но и без того поделки народных промысловиков разлетелись по всему миру. Великие князья из династии Романовых, известные политики и поэты в свое время уезжали из Приангарья с подарками, выполненными учениками Соколова. Один из подарков получила известная женщина-политик Валентина Матвиенко.

Классика и академичность

Почти про каждого ребенка Николай Васильевич говорит примерно одно и то же: неудержимо талантлив.

– Трудно работать с гениями, – вздыхает Соколов. – Я могу лишь корректировать руки, а наполнить вещь смыслом и содержанием может лишь сам творец.

"Какие мы бездари", – с невольной завистью произносят иные взрослые, наблюдая за детьми-творцами.

Основа творчества в школе – классическое построение формы, академичность. То самое, что в европейских школах давно утеряно. Соколов не приемлет форм без "грамматического ряда". А грамматике творчества уже много тысяч лет.

– Искусство – самая точная наука. Анализом искусствоведы довели искусство до нуля, – говорит Николай Васильевич.

Триединство "наука, религия и искусство" распалось само собой.

– У нас общежитие – мы должны жить гармонично, – подчеркивает педагог.

Классика – это гармония, авангард – стилизация ментальной деятельности человека. Авангард, по рассуждениям Соколова, может быть гармоничен, а может и не быть. Иные художники забыли систему грамматического ряда и антропомерность пропорций, ведь божественные пропорции превыше всего, не так ли? Излом построений превратил искусство в науку. А между прочим, небезызвестный Корбюзье на основе антропомерных форм создал формулу построения жилья для людей. Экономия сужения площадей привела к излому психологии человека.

– В неправильно построенном помещении человек мельчает, – подчеркивает мой собеседник.

И вновь возвращаясь к творчеству, добавляет:

– Творчество – это реабилитация души.Дети нездоровые психически выражают это своими произведениями.

Они лепят страшенных драконов, ниндзей-убийц. Соколов такие работы тихонько прячет – подсознательно они травмируют и здоровых детей.

– Энергетика вещей считается и планируется заранее, – продолжает мэтр. – Это используется в религии – на имитации и подобии произведений божественного культа. Свет и масса – рождают лик. Это метода и технология. В энергетике заложен образ, и это не мистика.

Так он учит детей и выправляет изъяны детской души, от чего бы они не происходили.

Мечта Соколова – иметь одного ученика на всю жизнь, как в Древней Японии. Но учеников много, а учитель – один от Бога – случается редко.

Вырастить художников и зрителей

Сам учитель – сторонник малых форм, но поощряет салонное творчество и сам выполняет крупные дорогостоящие работы. А в общем его задача – подготовка кадровых художников-технологов, способных руководить строительством быта. Керамика универсальна – она безопасна для всех. Развивает комплексное мышление, ориентацию в пространстве.

– Даже если мой ученик не станет художником, мы приобретем ценного зрителя, человека со вкусом. Этому я его все равно научу, – говорит Соколов.

Он радуется, когда выставляется его ученики. К своим выставкам относится боязливо. Хотя есть коллекция. Кое-что продает, но есть вещи, продаже не подлежащие по самой своей сути.

Сегодня уже несколько школ создано по проекту Соколова. Заняты творчеством дети деревни Московщины, есть у него ученики в Урике и Тальцах. Про всех Соколов говорит радостно: "Они будут участвовать в развитии индустрии Приангарья".

Подразумевается – что в строительстве будущего.

Людмила Шагунова