Юрий Антонов: «Фабрики звезд» производят гномиков»

После почти десятилетнего перерыва Юрий Антонов решил вернуться на большую сцену. Очень большую сцену – в эти выходные концерты певца в Кремле. О причине своего «молчания» и о том, почему он не собирается обнародовать свой новый песенный альбом, записанный два года назад, Юрий Антонов поведал «Новым Известиям».

– Юрий Михайлович, вас давно не видно на больших сценических площадках и на телевидении. В чем причина?

– Телевидение меня совершенно не волнует. Реклама мне не особенно нужна. Ездить на какие-то программы, телесъемки – это потеря драгоценного времени, которого и так не хватает. Часто, приглашая меня на сборные концерты, говорят: «Вас покажут по телевизору». Отвечаю: «Мне это не нужно. Заплатите деньги за выступление, и можете меня вырезать». Когда вместо гонорара предлагают телепоказ, отвечаю: «Огромное вам спасибо, низко вам кланяюсь».

– Многие ли артисты работают бесплатно на телевидении?

– Все.

– В этом году вы отказались даже от новогодних съемок?

– Отказался от «Песни года» по принципиальным соображениям. Я и мои коллеги, которые достигли определенного уровня в этой стране благодаря качеству своих выступлений, исполнительскому мастерству и вкладу в искусство, не могут находиться на одной сцене с молодежью, известной лишь тем, что засветилась в каких-то телевизионных программах.Какое право они имеют стоять на главной сцене с известнейшими артистами. По-моему, это невозможно с моральной точки зрения. Сам себе сказал: «Нет! Больше в этих программах не участвую, этот вопрос снят с повестки дня и меня не интересует».

– А кто, по-вашему, в таких проектах должен участвовать?

– Вы же сами прекрасно знаете артистов, которые работают достойно. Знаете, кого можно поставить в один ряд, а кого чуть ниже, а кого вообще опустить в самый низ. Назвать фамилии? Зачем? Это не мое дело. Но со школярами, которые выползли неизвестно откуда, стоять на одной сцене и общаться за кулисами не намерен! Они не прошли ни школу жизни, ни школу эстрадного мастерства. Открывают рот, а петь не могут. Звукорежиссеры жалуются: «Они поют просто ужасно. Мы потом на компьютерах с трудом вытягиваем звук, чтобы слушалось более или менее прилично».

– То есть вы хотите сказать, что для работы на эстраде нужна длительная специальная подготовка?

– Не существует какой-то определенной подготовки. Если природа-мать дала возможности и талант человеку, этот талант нужно развить, обтесать, и тогда будет супер! Телевизионные «фабрики звезд» производят гномиков, одинаковых гуттаперчевых куколок, которых можно дергать за ниточки. Звезды – товар штучный и таким образом получиться не могут. Гарантирую, что никто из этой категории артистов настоящей звездой не станет.

– А как вы относитесь к эстрадным конкурсам типа «Юрмалы»?

– Вот это действительно выявление талантов. Там нет телевизионных привилегий – вам никого там не навязывают. Все-таки в Юрмале или на «Славянском базаре» есть элемент состязательности. Хотя, конечно, все равно многое решают люди за кулисами. Впрочем, по большому счету в России сейчас нет ни одного настоящего конкурса песни. К сожалению.

– По-вашему, лучше было в советские времена, когда все решали худсоветы? Кстати, правда ли, что для того чтобы песню народ услышал с экрана, артистам приходилось платить деньги?

– Худсовет денег не хотел. Их получали музыкальные редакторы, которые пропихивали песню. Что об этом говорить, это дела давно минувших дней. Разве сейчас денег не берут? Тогда можно было французскими духами отделаться, а сегодня надо выкладывать несколько тысяч долларов.

– То есть сейчас жизнь артиста стала сложнее?

– Могу говорить лишь о своей жизни. У меня она стала значительно лучше. Сегодня я свободный человек, езжу по всему миру, и не с копейкой в кармане, а с нормальными пластиковыми картами. Сегодня человек может поехать отдыхать или в командировку, не отказывая себе ни в чем. Это потрясающее достижение нашей демократии. Многие к нему относятся скептически, но если человек хочет работать, он найдет любые возможности заработать деньги. Не украсть, а именно заработать. Характерная черта российских артистов – лень. Думают, что кто-то принесет, подарит. Ерунда. На Западе люди работают с утра до вечера, чтобы обеспечить себе благополучие, развивать свои возможности и в дальнейшем обеспечить себе старость. Все просто: работай, пока молодой, а не водку пей!

– Вы вице-президент Российского авторского общества. Не могу не спросить, как сегодня обстоят дела с защитой авторских прав в России?

– У РАО в этом году 700 миллионов рублей дохода. В следующем мы попытаемся сделать 1,5 млрд. рублей. Очень много проблем. Появилось много аналогичных обществ. Тем не менее РАО остается самым крупным и объединяет более 16 тысяч авторов. В целом ситуация с авторскими правами не очень хорошая. Свирепствует пиратство. Нам надо вступать в ВТО, и Россия должна понять, что если это безобразие не прекратится, то нас никогда туда не примут. Те 16 тысяч авторов, которые обделены и у которых пираты отнимают средства к существованию, в один прекрасный момент могут подать заявление в ВТО о том, что в России их права нарушаются самым зловещим образом. И к ним прислушаются, ведь авторское право – одно из базовых для всего торгового сообщества.

– Кстати, как-то вы заявили, что не будете выпускать свои альбомы, пока ситуация с пиратством не изменится...

– Нет, альбом я записал, но в продаже его нет. Он лежит у меня уже второй год. Напечатали, положили на склад, но... не продаем.

– Ждете, пока приструнят пиратов?

– Ждем.

– А если не дождетесь?

– Что ж поделаешь... Но возможности наживаться на моей музыке я больше пиратам не дам. Это окончательно и бесповоротно. Пусть зрители, слушатели проявляют свое возмущение, пусть правители принимают меры против пиратов и их деятельности, а музыку свою издавать не буду.

– Никогда не задумывались, почему ваши песни до сих пор слушают с удовольствием? В чем секрет такого долголетия?

– Не я определяю продолжительность их существования, а слушатели. Этот вопрос надо задать им. Я писал совершенно рядовые песни. Но родители воспитывают на них детей, те в свою очередь своих детей, происходит цепная реакция, которая продолжается уже 40 лет.

– Судя по песням, вы романтик...

– Нет. Я профессионал. Сажусь за рояль – и сочиняю. Если хотите, назовите это прагматизмом.

– Ваши песни воспевают женщину. Но вы закоренелый холостяк. Часто в женщинах разочаровываетесь?

– Достаточно часто. Такова жизнь. Однако вопреки расхожему мнению мои отношения с женщинами за редким исключением никакого отпечатка на творчестве не оставляют.

– Злые языки поговаривают, что Юрий Антонов животных любит больше, чем людей?

– При чем здесь злые языки? Могу это подтвердить. Животные не предают, они замечательные, я их люблю. К ним нужно относиться хорошо, и вы поймете, насколько они прекрасны.

– Тем не менее у вас нет ни одной песни о животных?

– И не нужно. Они у меня питаются очень хорошо, они довольны своей жизнью, хватит. Зачем же еще писать о них песни?

– А сколько у вас животных дома?

– Много. Собаки и кошки.

– И юмористических песен у вас тоже не много. В вашей жизни разве не случались какие-нибудь анекдотические ситуации?

– Нет, не бывает такого, у меня все настолько серьезно, солидно, так профессионально налажено, что...

– Что над вами никто не рискует пошутить?

– Нет, вот шутить надо мной не надо. Дороже станет тому, кто попытается это сделать.

Справка «НИ»

Юрий АНТОНОВ родился в 1945 году в Ташкенте в семье военнослужащего. В 1963 году окончил музыкальное училище в городе Молодечно (Белорусская ССР) по классу народных инструментов. С 1964 года – солист-инструменталист Белорусской государственной филармонии. В 1971 году Юрий Антонов переехал в Москву и стал солистом ВИА «Добры молодцы». Затем работал в оркестре под управлением Анатолия Кролла, Московском мюзик-холле, создал свой первый ансамбль – «Магистраль». В послужном списке народного артиста России Юрия Антонова около 30 пластинок и компакт-дисков, вышедших общим тиражом более 50 миллионов экземпляров. Наиболее популярные из его песен: «Крыша дома твоего» (1983), «Поверь в мечту» (1985), «От печали до радости» (1987), «Лунная дорожка» (1990). В 1999 году Юрию Антонову присуждена национальная музыкальная премия «Овация» в номинации «Живая легенда». Одной из звезд в созвездии Рыб присвоено его имя.

Константин Баканов "Новые Известия"

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить