Еще одна попытка разгадать Мону Лизу

Ученые сделали еще одну попытку разгадать секрет "Моны Лизы". Как они утверждают, загадочная улыбка Джоконды, которая в течение веков заставляла любителей искусства гадать, улыбка ли это вообще, получила вполне научное объяснение. Леонардо Да Винчи использовал способность человеческого глаза, которая называется "периферийное зрение", утверждает британская газета The Independent. Она заключается в том, глядя прямо на объект, мы видим его несколько иначе, чем боковым зрением. В случае с Моной Лизой это означает, что если зритель смотрит на ее губы, он видит радостную улыбку, а как только отводит взгляд в сторону, ему кажется, что Джоконда грустит.

Невозможно перечесть все версии разгадок тайны этой картины.

Желающих разгадать потаенный смысл и секрет очарования улыбки Джоконды не меньше, чем энтузиастов, предлагающих различные способы, как удержать от падения Пизанскую башню или не дать Венеции погрузиться в адриатические воды. Одним из последних на этой стезе был итальянский дантист. Он уверен, что у многозначности выражения лица Моны Лизы есть весьма простое объяснение: благородная дама, позировавшая Леонардо да Винчи, страдала от вредной привычки. Эта привычка выражалась в том, что она непроизвольно скрежетала зубами во сне или в моменты нервного стресса. Доктор Филиппо Сурано выдвинул версию, что длительные сеансы позирования сильно утомляли Мону Лизу, и поэтому крепко сжатые зубы придали необычный, загадочный изгиб ее губам, сложенным в улыбку. Свою дерзкую догадку доктор Сурано направил в музей Леонардо да Винчи во Флоренции, где родился великий человек эпохи Возрождения, и теперь, видимо, ожидает ответного хода со стороны знатоков-искусствоведов. Хотя для вынесения объективного приговора скорее всего нужно приглашать невропатологов и его коллег — дантистов.

Некоторые сторонники мистических теорий и любители паранормальных явлений пришли к выводу, что натурщица (то есть женщина, с которой писался портрет) была ведьмой или, по крайней мере, энергетическим вампиром. Она настолько подчинила себе Леонардо, имела такое огромное влияние на него, что художник никогда не расставался с картиной и, постоянно совершенствуя свое творение, постепенно угасал, отдавая всю душу Джоконде.

Другие исследователи склонны объяснять странную привязанность да Винчи именно к этой работе тем, что на картине изображен сам художник, Мона Лиза — автопортрет. И это не голословное утверждение. Многие специалисты по творчеству Леонардо да Винчи отмечают, что глаза творца и творения удивительно схожи. Но отсюда можно сделать и иной вывод: возможно на картине изображен не Леонардо, а его мать, на которую, несомненно, был похож художник, и которая нередко являлась прототипом героинь его творений. Портрет писался с чувством любви и привязанности, благодарности и уважения к матери. Эти чувства переживают время, поэтому так сильно впечатление, производимое картиной через полтысячелетия.

Есть и еще одна версия, смысл которой заключается в том, что Джоконда — совсем не Джоконда.

И тут возникает новая версия происхождения картины. Если поставить в один ряд все когда-либо созданные этим человеком образы Девы Марии, то внешнее сходство Джоконды с остальными Мадоннами Леонардо настолько поразит, что не останется ни тени сомнения: на всех картинах изображена одна и та же женщина. Она изменяется вместе с растущим мастерством автора, вместе с его мировоззрением, но всегда сохраняет внешнюю простоту и непостижимую духовную глубину.

Но кто же на самом деле изображен на картине? Почему все решили, что это именно Мона Лиза , жена известного флорентийского купца Франческо дель Джокондо? И даже если это и так, то возникает другой вопрос: почему же любящий муж не забрал портрет супруги у художника. Свет на эту тайну пролил (а может быть наоборот всех окончательно запутал) Вазари, давший самое известное описание этого полотна. По его словам, Леонардо изобразил жену флорентийца дель Джокондо в образе Весны. Но и беглого взгляда на картину достаточно, чтобы убедиться, что биограф имел в виду какое-то другое произведение.

Дело в том, что одно время Леонардо да Винчи работал одновременно над двумя портретами. На одном из них действительно изображена Мона Лиза в образе, как совершенно точно заметил Вазари, Весны. Полуобнаженная красавица Джоконда грациозно взирает на нас с холста. Естественно, благочестивый муж не желал иметь у себя в доме подобную "непристойную" картину, и в настоящее время полотно хранится в Эрмитаже. На другом же портрете художник написал известную флорентийскую куртизанку. Женщина получилась настолько умиротворенной, полной божественной грации и достоинства, что не только случайно получила имя известного рода — Мона Лиза дель Джоконда — но и осталась в памяти многих поколений как символ истинной женской красоты. Таинственная, уже пятьсот лет стоит она, облокотившись на парапет, поглядывая на нас и лукаво улыбаясь.

Есть и еще одна версия, которая заключается в том, что Джоконда — не совсем человек... "Ее руки покоятся на незаметных подлокотниках и своим покоем говорят красноречиво‚ но о чем? Кисти прекрасных рук безмятежно положены одна на другую‚ крест-накрест, раз и навсегда. Джоконда безмолвна и бездейственна. Для нее время человеческих масштабов ничтожно‚ она знает времена геологические -- миллионы лет. За ее плечами планетарный ландшафт -- в одной тональности с нею. Цепь скал, у их подножия — водная гладь с вытекающей из нее рекой. Различные геологические формы и процессы природы. Она живет в вечности‚ ее жилище -- Вселенная. Так что, "Мона Лиза" - сама Природа? Лучше сказать‚ модель Природы как целого, или модель Вселенной . "

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *