Мост Дружбы канул в Лету...

В начале января нынешнего года на пограничных постах, разделяющих Киргизию и Таджикистан, вспыхнули массовые беспорядки, лишь по счастливому стечению обстоятельств не закончившиеся кровопролитием. Факты эти свидетельствуют о растущей угрозе межэтнических конфликтов в Ферганской долине. Тем более, что власти новых государств явно не способны разрешить пограничные споры и установить твердые правила пересечения границ и взаимовыгодного товарообмена.
Конфликт между жителями приграничных районов двух государств вспыхнул 3 января 2003 года. Тогда около 300 жителей таджикского села Октябрь под предводительством двух аксакалов пришли на участок Кок-Терек, расположенный на киргизской территории и перевернули вагончик, в котором располагались представители пограничной и таможенной служб. В ответ на это, спустя всего час, жители уже киргизских сел Ак-Сай, Кок-Таш и Ак-Татыр, в количестве примерно 250 человек, перевернули вагончики на таджикском таможенном посту Яка-Орук.
Как обычно бывает, обе стороны уверены в своей правоте. Они считают, что соседи свои посты установили незаконно и мешают свободному перемещению жителей. Особенно остро воспринимают это таджики анклава Ворух, отделенные от своей родины солидным участком киргизской территории.
Власти Душанбе и Бишкека решили убрать таможенные посты в районе таджикского анклава Ворух, которые в начале нынешнего года были разрушены местными жителями. Пограничный конфликт был разрешен путем трудных переговоров представителей двух стран, которые состоялись 5 января. В результате таджикская сторона убрала посты Сурх и Яка-Орук, киргизы же сняли пост Ак-Терек на границе с анклавом Ворух, и пост Кок-Терек, установленный на дороге Ворух – Исфара.
На данный момент правоохранительным органам двух стран удалось предотвратить массовые беспорядки, которые уже случались здесь в 90-х годах прошлого века. На межгосударственном уровне решено уже в марте провести очередной раунд двусторонних переговоров о делимитации спорных участков границы. Их насчитывается более семидесяти и охватывают они сотни километров государственной границы.
Среди наиболее трудных проблем, которые предстоит решить переговорщикам, на первом месте стоят два таджикских анклава – Сох и Варух. Население их давно жалуется на изоляцию от Таджикистана, а сейчас эти трудности многократно усилились после того, как на символических еще недавно границах появились таможенные и милицейские посты. Теперь, таджики, проживающие в анклавах, чтобы попасть в свою родную страну, должны пересекать несколько границ и на каждой платить пошлины и взятки. Таджикские власти несколько раз просили Бишкек установить какие-то коридоры или хотя бы упрощенную процедуру пересечения границ, но никаких результатов пока не добились. И одновременно сами таджики  в одностороннем порядке установили в Исфаринском районе два таможенных поста, которые стали жестоко обирать киргизов, направлявшихся торговать в соседнее государство. Так что киргизы, как утверждает губернатор Баткенской области Мамат Айбалаев, свой пограничный пост в районе села Кок-Терек установили уже в качестве ответной меры.
Кончено, сейчас очень нелегко разобраться, кто же первый начал эту «пограничную войну». Приходится только констатировать, что соседи, которые в силу географических особенностей региона пользуются одними арыками, одними колодцами, много веков живут бок о бок, стали врагами и готовы силой отстаивать свои права.
В советское время и первые постсоветские годы киргизско-таджикская граница была полупрозрачной и практически не охранялась. Да и как охранять ее, если в некоторых селах разделительная полоса проходит прямо по огородам, а многие семьи живут сразу в двух государствах. Вопрос о делимитации не вставал вплоть до 1999 года, когда из горных районов Таджикистана на юг Киргизии вторглись боевики Исламского движения Узбекистана. А на следующий год религиозные экстремисты повторили свои рейды уже по трем государствам, присоединив к первым двум еще и Узбекистан.
Такие действия ИДУ вынудили государства Ферганской долины принять меры к более надежной защите своих границ. Сюда были введены дополнительные воинские контингенты, началось строительство заградительных сооружений. А Узбекистан даже заминировал наиболее опасные, с их точки зрения, участки границы.
Однако эти совершенно необходимые меры на первый взгляд  серьезно осложнили жизнь приграничных районов. И в первую очередь они нарушили традиционные, многовековые торговые связи. А зачастую и семейные. Ведь земли Ферганской долины населяют сотни этнических групп, ареалы размещения которых часто не совпадают с проведенными на 20-х годах прошлого века чисто административными границами между республиками Советского Союза. Тогда они были условными, пересечение их проходило совершенно незаметно. Даже жители анклавов не считали себя оторванным от общей родины.
Иное дело сейчас. Многомиллионная Ферганская долина разделена между тремя совершенно независимыми странами – Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией. Многие из них, как уже говорилось,  не признают произвольно установленные границы. Осложняют ситуацию и личные отношения лидеров, зачастую очень неприязненные.
Можно вспомнить, что еще в советские годы Ферганская долина становилась ареной кровавых столкновений на этнической почве. Именно здесь вспыхнула резня турков-месхетинцев. В 1990 году на весь мир прогремел конфликт между узбеками и киргизами в Оше. Тогда погибли сотни мирных жителей. Менее кровавые, но тоже очень жестокие стычки происходили между таджиками и киргизами. Причем один раз соседи не поделили воду как раз в том же регионе, где сегодня нагнетается обстановка вокруг таджикских анклавов.
Особую опасность этим приграничным конфликтам придает сегодня тот факт, что их стараются использовать в своих целях криминальные структуры. По данным хорошо информированных экспертов, последние столкновения киргизов и таджиков на юге Баткенской области спровоцировали те, кому открытая граница нужна для контрабанды наркотиков и оружия. Именно они подстрекали сельчан к разгрому контрольно-пропускных постов и поджогу таможенных постов.
Так что напряженность на границах разделяющих государства Ферганской долины, продолжается. Два дня назад ночью был демонтирован мост через реку Шаркансай, соединяющий киргизский город Кара-Суу с Андижанской областью Узбекистана. Мостом этим пользовались люди, направлявшиеся на один из крупнейших в Центральной Азии рынков. Теперь же, чтобы попасть в Кара-Суу им придется пересекать границу в двадцати километрах от рынка. Это очень трудно, дорого и неудобно. Высказываются даже опасения, что без моста рынок придется закрывать, что приведет к серьезному обострению социальной напряженности. Ведь торговые ряды в Кара-Суу давали работу тысячам жителей Ферганской долины, обеспечивали сбыт выращенной ими продукции. Кому это выгодно? Кто постоянно подсыпает угли в тлеющий здесь костер межнациональной вражды?
Когда-то мост через реку Шаркансай называли мостом дружбы. Пользовались им жители самых разных государств Ферганской долины. И вот теперь этот мост поломали.                                            

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить