Провинциальная Москва, или Люди, которых нет

Официально их нет. Ну, может, есть, но совсем немного. По крайней мере, так нас зачастую уверяют облеченные властью. И, значит, проблемы нет. Речь идет о людях, приехавших на заработки в Москву из российской провинции. Они стремятся в столицу, пытаясь спастись от нищенской жизни. Какие перспективы в Москве у провинциалов?
Так как же на самом деле с работой? Департаменты труда и занятости берутся, вроде, трудоустроить всех желающих. Вернее, предложить разные варианты. Но шансы официальным путем получить работу немосквичам есть разве что у приезжих из ближнего Подмосковья. Для того, чтобы взять на работу иногороднего из мест достаточно отдаленных, да еще и официально, надо столько справок и разрешений оформить, что работодатель никаких таких документов в госструктуры подавать просто не будет, а предложат — откажется наотрез. Из ближнего Подмосковья едут в столицу многие. Берут их охотно — оформлять ничего не надо, да и запросы у них невысокие. В основном устраиваются на такую работу, которая оплачивается мизерно, по московским меркам, и прилично — по меркам Подмосковья. Одно из таких мест работы — пожарные части столицы.

Легальные заработки в Москве дальним провинциалам не светят, вот они и устраиваются на работу всеми правдами и неправдами. И с этого момента они должны забыть о своих гражданских правах, сострадании и простом человеческом участии властей в их судьбе. Хозяин — барин, и барин капризный, несправедливый, часто просто жестокий. Дерет три шкуры, а денег может вовсе не платить, — что сделает работник, когда у него даже регистрации нет и его в милицию в любой момент "сдать" ничего не стоит. В Москве приезжие чаше всего устраиваются в маленькие частные строительные фирмы, в основном, по протекции родственников или знакомых. Россиян берут здесь не очень охотно — в ближнем зарубежье дела обстоят гораздо хуже, и народ, приехавший оттуда, сговорчивее. Если работнику негде жить, его селят в той самой квартире, которую он и ремонтирует. Каждый год весной в Москву приезжают тысячи выпускников провинциальных школ со всей России попробовать себя на вступительных экзаменах в столичные вузы. Для этого дома они горбатятся над учебниками и занимаются с репетиторами, иногда не один год.

Допустим, абитуриенту-провинциалу повезло — он поступил в институт и превратился в студента, ему предоставили комнату (койку) в общежитии. И на ближайшие пять, а то и семь лет проблема жилья и регистрации для него решена. Потом эти студенты, закончив институты, растворяются в Москве и становятся нелегальными работниками. Некоторые, наиболее удачливые, успевают обзавестись московскими родственниками, снять квартиру и устроиться на постоянную работу. Но угроза вылететь с работы и вернуться туда, откуда они когда-то бежали сломя голову, висит над ними всегда. Это заставляет любую работу делать в несколько раз лучше, чем их благополучные московские конкуренты.

Возможно, такой подход и оправдан, когда ты молод, не обременен семьей, у тебя все впереди, дома есть все необходимое и ты рвешься в столицу за лучшим будущим. И скверно, когда люди в возрасте должны сниматься с насиженных мест, оставлять семью и дом, ехать в большой город на заработки, буквально за хлебом насущным. Ведь часто такая перемена участи заканчивается тем, что человек пропадает в мегаполисе на годы, а то и навсегда. Москва по-прежнему слезам не верит. Когда я поинтересовалась в Миграционной службе г. Москвы и в Департаменте труда и занятости, какие программы или нормы существуют для защиты интересов приехавших в Москву из российской провинции, меня просто не поняли: "Мы мигрантами из России не занимаемся. Мы занимаемся мигрантами из ближнего зарубежья". Здорово! Судьба россиян московские власти не волнует. Их волнуют приезжие из ближнего зарубежья. От них всего можно ждать — денег, терактов и неприятностей по службе. А чего ждать от своих? Может быть, когда-нибудь все изменится. Жизнь в провинциальной России станет вполне сносной и терпимой. Зарплату будут платить не только избранным и не только в Москве. И люди перестанут из года в год мечтать о том, чтобы уехать из тех мест, где они родились и выросли. Пока же этого нет, каждый выкручивается как может. День за днем, год за годом...

Мария ДОМБРОВСКАЯ
Народник

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/87/347/10861_province.html

Обсудить