"Рога и копыта": как НАСА "осваивает" многомиллиардный бюджет

эмблема НАСА Сувениры в виде кристаллов с  лазерной набивкой пользуются огромной популярностью в последние годы. Их покупают в память о посещении страны, города, такие сувениры широко распространены по всему миру. Легко представить, какие деньги получает хозяин патента на их изобретение. Технологию разработал изобретатель из России. А запатентовали изобретение пронырливые иностранцы. Теперь им остается только стричь купоны.

Механизм выуживания информации для последующего присвоения изобретения прост до безобразия. Как показала жизнь, больше всего в русских изобретениях заинтересованы иностранцы – они понимают необходимость внедрения ноу-хау, и у них есть на это средства. Но платить русским изобретателям они не хотят. Зачем? Когда всё можно получить даром.

Иностранцы заявляют: «Мы готовы купить вашу разработку, но до того, как вы её запатентуете в России, просто хотим убедиться, что изобретение жизнеспособно. Ответьте нам на наши вопросы до заключения соглашения». И все вопросы – в яблочко. После ответа простодушного изобретателя на последний вопрос, благодетели испаряются и, пользуясь полученной информацией, регистрируют патент на себя.

Есть и другой способ «развода» изобретателей. Если в советские времена государство «покупало» у изобретателей изобретения, то сейчас уже сам изобретатель должен заплатить солидную госпошлины на подачу заявки, её экспертизу, сам патент. Кроме того, непризнанный гений должен ежегодно платить государству пошлину за патент. Это 300 рублей ежегодно, а потом каждый год изобретатель обязан доплачивать по 200 рублей – это называется «поддерживать патент».

На первый взгляд деньги не очень большие. Ну а если у изобретателя (как чаще всего и бывает) 50 или 80 патентов? В этом случае сумма получается внушительной, и она увеличивается каждый год.

Бизнесмены спокойно дожидаются, когда изобретатель перестает поддерживать патент. Ждать приходится недолго. Обычно изобретатель поддерживает патент 2-3 года в надежде его продать, потом отказывается от этой идеи.

Как видим, вместо того, чтобы содействовать отечественным Кулибиным, государство делает всё, чтобы лишить изобретателей всякого стимула творить дальше и оставить их без средств к существованию.

Сейчас очень живуч миф о том, что во времена СССР  государство холило и лелеяло своих изобретателей и деньги им выплачивало. И изобретений в годы десятой пятилетки зарегистрировано 312 тыс. В то время как в современной России количество выдаваемых ежегодно патентов колеблется в пределах 20—23 тыс. Таким образом, количество ежегодно регистрируемых изобретений уменьшилось в 3 (!) раза.

Впечатляет? А между тем ларчик просто открывается. Давайте, вспомним конец 1970-х – времена застоя. Количество полученных авторских свидетельств было тогда одним из главных показателей оценки деятельности целой армии НИИ.

Чтобы показатели были соответствующими, ученые мужи догадались, что выгодно дробить одно изобретение на несколько заявок. Плюс к этому по правилам авторам выплачивалось единовременное вознаграждение в размере от 20 до 200 рублей за одно изобретение, но не более 50 рублей одному лицу.

Вот почему в официальных данных за 1980 год и появилась среднестатистическая цифра в 3,5 автора на одно изобретение. Именно такой состав и выбирал полностью 200 рублей с максимальной суммой авторского вознаграждения в 50 рублей каждому.

В поиске решения своих проблем Россия привыкла ориентироваться на опыт стран Запада, в частности – на опыт США. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что и за океаном не всё так хорошо, как кажется издалека.

NASA – Национальное Аэрокосмическое агентство США, имеющее многомиллиардный бюджет. При NASA существует так называемый Институт Перспективных Концепций НАСА – NIAC. Заявленная цель института – «развивать продвинутые концепции, которые изменяют национальную космическую политику и планы освоения космоса». То есть этот Институт должен заниматься внедрением разработок учёных в области освоения космического пространства.

А что же происходит на самом деле? По словам Александра Болонкина , ученого, более 6 лет проработавшего в НАСА, NIAC представляет собой виртуальную организацию, состоящую из директора г-на Касанова (Cassanova) и его помощницы.  Несмотря на то, что в уставе сказано об «открытости» этой организации, Касанова отказывается отвечать на любые вопросы о деятельности, возглавляемого им института.

Кроме того, по словам Болонкина, существует весьма неадекватное отношение к новым изобретениям. От изобретателей, например, требуется «решение всех проблем», связанных с изобретением, что просто нереально на стадии подачи заявки.

«В течение 6 лет существования NIAC NASA оплатила 113 проектов. Общие расходы составили более 20 миллионов долларов плюс 30% мистеру Касанова». Эти проекты признаны малополезными научным сообществом. Между тем проекты, которые реально могли удешевить освоение космического пространства, не могут быть реализованы.

Например, проект космического элеватора без использования ракет и космических полетов - безракетная транспортная система Земля-Луна, космический пускатель, позволяющий запускать в космос тысячи тонн груза в год по цене 1-2 доллара за фунт, метод позволяющий использовать любые космические тела (астероиды, метеориты, а их сотни миллионов в космосе) для изменения скорости и траектории космических аппаратов и кораблей без затраты топлива (изменять скорость на 1-2 км, получать любое новое направление и энергию от астероида, метеорита или любого космического тела). Это увеличивает способности космического аппарата в десятки миллионов раз.
Получается, что и в благополучной Америке процветает коррупция. А что же Россия? Как изменить положение изобретателей? Общепризнано, что внедрение новейших изобретений может приносить огромные деньги. Но только тогда, когда компания не жалеет сил и средств на внедрение ноу-хау.
Например, немецкий концерн Siemens выделяет на поощрение изобретателей, ученых, собственных НИОКР огромные суммы. Только в прошлом году компания вложила в научные исследования около 5,1 млрд. евро. В научных центрах компании трудятся почти 45 000 человек.
И такая «щедрость» компании окупается многократно. В последнем финансовом году оборот немецкой компании составил примерно 72 млрд. евро. 75% от этой суммы приносят продукты и услуги, разработанные в течение последних пяти лет!
В портфеле Siemens находится свыше 48 000 патентов. Многие из разработок компании фактически осуществили настоящие технологические революции. Например, в 1956 году именно инженеры Siemens открыли способ изготовления высокоочищенного кремния. Эта инновация стала ключом к созданию микропроцессоров, электронных модулей памяти и интегрированных схем. Без этого изобретения невозможно представить современную микроэлектронику.
Ясно, что для того, чтобы на российскую науку пролился золотой дождь, необходимо заинтересовать бизнес. И прежде всего крупный бизнес. Это забота государства. Пока же оно абсурдными законами в патентной сфере и своим бездействием только мешает нормальному развитию изобретательства в нашей стране.

Игорь Парфиненко

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *