Правительство ответило на акцию рыбаков… невнятным лепетом

В среду 15 января РИА "Новости" распространило заявление представителя правительства РФ по поводу "квотного" скандала, разразившегося сразу после Новогодних праздников. История вкаратце такова. Как известно, 26 декабря 2002 года все промышленные квоты были с огромным трудом согласованы у вице-премьера А. Гордеева, но за 4 последующих дня случилось нечто, что вызвало, без преувеличения можно сказать, новую волну рыболовной войны.

Главы администраций Хабаровского края, Магаданской области, Чукотского и Корякского автономных округов требовали выделить их регионам больше промышленных (бесплатных) квот за счет уменьшения квот Приморского края, которые они, в отсутствие научно обоснованной методики распределения долей ОДУ между субъектами федерации, посчитали завышенными. По мнению Минэкономразвития, они предложили некую новую, более объективную, нежели Госкомрыболовства, методику расчета квот. С этим согласился и М. Касьянов, указав на письме Г. Грефа, что надо новые цифры в исполнении уже подписанного им распоряжения "учесть". В результате Приморье было лишено 30% промышленных квот частично в пользу вышеназванных регионов, частично — в некий "правительственный резерв". В ответ на это скоропалительное решение приморские рыбаки устроили шумную акцию протеста с требованием отставки правительства Касьянова и суда над Министром экономического развития Германом Грефом.

"Утвержденное правительством новое распределение промышленных квот на вылов рыбы напрямую затрагивает личные интересы руководства Госкомрыболовства ценой в несколько миллионов долларов", — заявил в интервью РИА "Новости" представитель правительства, не приведя, впрочем, на этот счет ровно никаких доказательств. А обвинение ведь крайне серьезное. Такие вещи следует мотивировать фактами, а отнюдь не детским лепетом типа : "Глава Госкомрыболовства пытался распределить квоты в пользу Приморья, поскольку его родственники, в частности, сыновья, заняты в рыболовецкой сфере Приморского края". Верно, заняты сыновья в рыбной отрасли, как и значительная часть населения Приморья. И где здесь состав преступления? Может, у других правительственных чиновников сыновья не работают в ведомствах, ими опекаемых? Весьма и весьма сомнительно, позволю себе заметить! После недвусмысленного намека в адрес Евгения Ивановича "источник в правительстве" озвучил цифры, убедительно, по его мнению, указывающие на несправедливость распределения квот, запрошенных ГКР.

Итак, вот они: "Госкомрыболовство настаивало на том, чтобы в 2003 году 50 проц промышленных квот на вылов рыбы было отдано Приморью, тогда как Хабаровскому краю и Магаданской области вместе взятым отводилось лишь 10 проц. При этом протяженность береговой линии Хабаровского края и Магаданской области в 4 раза больше, чем у Приморья.

Для обоснования увеличения доли Приморья в вылове рыбы в край были заведены старые рыболовецкие суда и иностранные корабли, что создавало иллюзию существенного увеличения флота".

Странно слышать подобное от человека, имеющего отношение к правительству. При чем тут, скажите, "протяженность береговой линии"? По этой странной логике, дотации, скажем, на развитие сельского хозяйства должны в основном идти в Якутию, как регион, несоизмеримо больший любого другого в РФ. Даже если там по объективным причинам практически нет этого самого сельского хозяйства! Исторически приморские рыбаки добывали 40% всего дальневосточного улова, Камчатка — 26 и Сахалин — около 20%. Это объяснялось сосредоточением основного флота и перерабатывающих предприятий именно в этих регионах. Приморье, кроме всего прочего, имеет незамерзающие порты, большие холодильные мощности и подъездные пути для перевалки продукции в Сибирь и центральные области страны. Рыбная продукция приморцев, кстати, всегда была дешевле, чем у остальных.

Доля рыбной отрасли в Хабаровском крае составляла и составляет всего 2% от общего объема промышленного производства. Еще меньше она в Магадане, Чукотке и Корякии. Добывающий флот появился здесь совсем недавно, с распадом СССР — из Прибалтики, Украины и Польши. Настоящие владельцы судов, понятно, находятся вдалеке от Дальневосточного бассейна.

Ресурсная база Сахалинской области и Приморского края по количеству флота, рыбодобывающим и рыбоперерабатывающим предприятиям составляет 85 процентов всей ресурсной базы ДВФО! Так о какой "береговой линии" может идти речь?

"Источник в правительстве" также заметил, что власти Хабаровска и Магадана решительно протестовали против такого распределения, и инициатором протеста был губернатор Магаданской области Цветков. Следствие по делу о его убийстве считает "рыбную версию" одной из основных, напомнил он журналистам.

Что же, еще один недвусмысленный намек. Окончательная точка в следствии по делу губернатора Цветкова еще не поставлена, а смерть его уже начинает ассоциироваться с "рыбной мафией Наздратенко". Весьма похоже на банальный "черный пиар", не правда ли?

Как считает представитель кабинета, "Приморье делает рыболовецкую отрасль России одной из самых криминализированных".

Вот так — ни больше, ни меньше. "Черный пиар" сгущается прямо на глазах. После таких слов у неискушенного слушателя вполне может создаться впечатление, что вообще все жители Приморского края — воры и бандиты, люди, не имеющие ни чести, не достоинства. Позволю все-таки себе заметить (хотя какая мне вера, я ведь тоже житель "бандитского" края), что не Приморье делает рыбную отрасль криминальной. Нет, господа, не скромничайте — есть мнение, что эта сомнительная заслуга по праву принадлежи правительству и Минэкономразвития, в частности. Именно оно, устанавливая непродуманные (или как раз очень даже продуманные?) законы, доводит рыбаков до крайности. Вот вам конкретный пример. На днях Координационный совет работников отрасли вынужден был направить письмо гаранту Конституции — Президенту РФ. В нем подробно излагается, каким образом правительство проводит антинациональную, антигосударственную политику, фактически поощряющую воровство и преступность, способствующую усилению мафиозных структур.

В первую очередь страдают градообразующие предприятия побережья. На протяжении 70 лет здесь создавались перерабатывающие комплексы, жилые массивы с развитой инфраструктурой. Из поколения в поколение передавались мастерство и опыт, готовились кадры промысловиков. Не зная до последнего момента, каким будет объем добычи на предстоящий год, не распределив вовремя ресурсы, люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне и вынуждены покидать насиженные места. Таким образом, только в Приморье фактически прекратили существование десять рыбацких колхозов.

Неизвестно, как отреагировал на письмо Владимир Путин, возможно, меры последуют после детального изучения обстановки. Но правительство, зная о письме, хладнокровно усилило давление. На аукционную распродажу были вынесены практически полностью квоты на камбалу, треску, палтус, терпуг, сельдь. Именно на те виды, которые служат сырьем для прибрежных градообразующий предприятий.

Ситуация сложилась беспрецедентная в мировой практике. Цены на не выловленную рыбу в воде в несколько раз превысили ее стоимость, естественно, в натуральном виде, на мировом рынке. Если минтай в Японии покупается оптом по 250-300 долларов за тонну,то на аукционе, еще не выловленный, он продается российским правительством от 600 до 900 долларов! Понятно, что такие цены поощряют лишь воровство и коррупцию, способствуют росту влияния мафиозных структур.

Но, может быть, закрыв глаза, стоит, ради того, чтобы выжить, пойти на предложенные правительством условия? Однако практика свидетельствует, что этот путь бесперспективен. Например, Корсаковская база океанического рыболовства рискнула — и потратила на аукционе 9 миллионов долларов. Увы, получить прибыль от произведенной продукции она так и не смогла. Часть судов предприятия отправлена в Китай "на гвозди", часть продана новым владельцам. А сам БОР прекратил свое существование.

Неудачей закончилась для многих промысловиков покупка на аукционе олюторской сельди. Из 82,5 тысячи тонн закупленной в воде рыбы поймана едва ли половина. Только НБАМР потерял на этом пять миллионов рублей. Подвели рыбаков неудачный научный прогноз и изменившаяся гидрологическая обстановка. Но на требование рыбаков вернуть затраченные впустую деньги чиновники Минэкономики ответили отказом, мол, такой механизм еще не разработан, над ним только думают опытные экономисты.

На русский опыт взаимоотношения правительства и рыбаков, как на абсурд, смотрят в развитых рыбопромышленных государствах. Профессор Вячеслав Зиланов, избранный председателем Координационного совета работников рыбного хозяйства РФ, более 10 лет возглавлявший в свое время внешнюю политику Минрыбхоза СССР, имеющий множество влиятельных друзей во Всеяпонской ассоциации рыбаков, говорит, что в Японии московские аукционы по продаже рыбы в воде воспринимают как откровенное шарлатанство и надувательство.

Если говорить об опыте других китов рыбного промысла, то в Норвегии и Исландии бесплатные квоты выдают градообразующим рыбацким предприятиям на протяжении столетий. В США и Новой Зеландии, понимая, что аукционы и распределение квот выгодны не чистым на руку чиновникам и способствуют коррупции, тоже взяли пример с норвежцев и исландцев. Причем квоты выделяются на каждое судно таким образом, чтобы окупились затраты на его амортизацию, и рыбаки смогли достойно жить. Так, может быть, проблема все-таки не в Наздратенко, господа?

PS. 10 января в Госкомрыболовства прошло межведомственное совещание, где обсуждалось распоряжение премьер-министра М. Касьянова от 5 января по новому распределению промышленных квот на 2003 год.

Минэкономразвития на совещании представляла Е. Масленникова, еще недавно подробно объяснявшая читателям газеты "Рыбак Приморья" в ходе селекторной пресс-конференции, почему ее министерство столь рьяно отстаивает пресловутые в устах рыбаков аукционы на "рыбу в воде" и настойчиво увеличивает каждый год забираемое на них количество ценных видов морепродуктов. Ее выступление в защиту неких поданных четырьмя регионами новых, но крайне невнятных, методических подходов к распределению долей между субъектами федерации в кулуарах совещания откровенно называли "лепетом".

Причем никто документа с изложением этой новой методики не видел, хотя, по словам вице-губернатора Приморья Ф. Новикова, он пятый раз просит показать его. Однако Е. Масленникова, привлекшая, в частности, внимание некоторых мужчин рассматриванием между делом бриллиантовых колец на своей изящной ручке, держала в кармане брюк, казалось, одну шпаргалку — со словом "нет". Отмолчались в ответ на просьбу показать методику и ее "идеологи".

(Еженедельник "Рыбак Приморья").

Открытое письмо президенту Российской Федерации В.В.Путину

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *