Милиционер снимал на видео пытки задержанных

В пятницу городской суд Серова Свердловской области огласил приговор старшему следователю Александру Першину. Милиционера обвиняли в пытках и убийстве подозреваемого. Однако Першину удалось отделаться сравнительно легко: он получил шесть лет колонии «за превышение служебного положения и склонение к употреблению наркотиков».

Судить старшего следователя Серовского РУВД капитана милиции Александра Першина вместе с его подельниками начали еще почти год назад. Он был главным подозреваемым в убийстве 28-летнего Эдуарда Смольянинова. Согласно материалам следствия, 28 сентября 2001 года Эдуард отправился в местный бар «Фортина». Там его задержали сотрудники вневедомственной охраны. Они заявили, что одна из посетительниц опознала в нем грабителя. Для выяснения обстоятельств Смольянинова доставили в РУВД и передали для ведения дознания следователю Андрею Лысову. Помочь ему добровольно вызвался следователь Андрей Середа.

Впоследствии милиционеры утверждали, что задержанный был пьян, отвечать на вопросы отказался и обозвал следователей «мусорами». Следователи избили Смольянинова «за оскорбление». Позже врачи констатировали наличие многочисленных ссадин и кровоподтеков на лице и голове Смольянинова, сломанные ребра. Однако ни одна из этих ран не была смертельной. Эдуард по-прежнему отказывался давать показания. Тогда милиционеры решили сменить тактику. Они купили водки и пригласили сожительницу Смольянинова Елену Асфаньярову. Пили вчетвером, уговаривали дать показания. Смольянинов упорствовал.

Рано утром Асфаньярова ушла домой, а на работу пришел Александр Першин. После неудачи с попойкой и пытками он велел принести морфин, так как милиционеры знали, что Смольянинов был наркоманом. В обмен на зелье оперативники планировали получить признание. На следствии все трое обвиняемых утверждали, что морфин Эдуард вколол себе сам. Согласно данным судебно-медицинского обследования, доза наркотика в теле Смольянинова в десятки раз превышала смертельную. Непонятно только, как мог опытный наркоман так ошибиться с количеством морфина?

Последние минуты жизни Эдуарда оказались засняты на видео. Сторона обвинения настаивает на том, что запись вел старший следователь Александр Першин. На пленке видно, что избитый Смольянинов со спущенными штанами лежит на диване. В его задний проход вставлена пустая бутылка водки. По одной из версий, с помощью этой кассеты Першин впоследствии планировал шантажировать Смольянинова. По другой – капитан милиции просто издевался над задержанным, снимая «пособие по ведению допросов».

Около полутора лет мать погибшего Надежда Смольянинова безуспешно пыталась наказать милиционеров. Серовская прокуратура с большими проволочками вела это дело. Ситуация изменилась в корне, когда неизвестные подбросили пленку на ныне уже несуществующую свердловскую телекомпанию АСВ. После того, как запись увидела вся область, расследование смерти в кабинете серовского следователя взял под личный контроль заместитель генпрокурора РФ по УрФО Юрий Золотов.

Весной 2003 были арестованы Середа и Лысов, однако Першину удалось скрыться. Более полугода он числился в федеральном розыске. При этом ему ничего не мешало раздавать интервью журналистам, занимать деньги у знакомых и колесить по Серову на своем автомобиле. 16 октября 2003 года Свердловский областной суд приговорил Середу и Лысова к двум и трем годам заключения соответственно. Вынося такой мягкий приговор, суд руководствовался молодым возрастом подсудимых, положительными характеристиками с места работы и ходатайством о снисхождении от личного состава всего РУВД.

После того как суд вынес приговор младшим коллегам Першина, капитан милиции добровольно сдался. Его уголовное дело заняло шесть увесистых томов. Обвинение требовало для Александра Першина 12 лет строгого режима. Однако по ходатайству обвиняемого суд изъял видеокассету из материалов дела как незаконно добытое доказательство. В пятницу судья Раиса Земцова приговорила Першина к шести годам заключения в колонии строгого режима за превышение служебного положения и склонение к употреблению наркотиков. «Этот вердикт, безусловно, будет обжалован», – заявили адвокаты бывшего капитана милиции и мать погибшего Надежда Смольянинова.

Антон Ненков, "Новые Известия"