Эдуард Шеварднадзе: «Кукушка, кукушка, сколько мне осталось…

Шеварднадзе доигрался с ультиматумами в отношении России. СБ ООН дал Грузии 15 дней на принятие решения о продлении мандата российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта
Отрадно наблюдать позитивную динамику в российско-грузинских отношениях наметившуюся в последнее время. Визит грузинских парламентариев в Москву, неформальный саммит СНГ в Киеве, на котором Владимир Путин тет-а-тет поговорил с Эдуардом Шеварднадзе и т.д. Все шероховатости, увы, снять не удалось, но как говорится лиха беда начало. Чеченские боевики, задержанные при переходе российско-грузинской границы, парятся на нарах тбилисского СИЗО. Суд никак не может приступить к рассмотрению дела об их экстрадиции в Россию, то доказательств мало, то какой-то маньяк по телефону угрожает взорвать здание суда, то еще что-нибудь. Эти бандиты конечно не чета Ахмеду Закаеву, экстрадиция которого из Англии может занять не один месяц, а то и год. Но даже в его деле появились какие-то подвижки, а тут тишь да гладь.

Еще одна больная тема в российско-грузинских отношениях — это гласная (не) поддержка Россией самопровозглашенной республики Абхазия. Восстановление железнодорожной ветки Сочи-Сухуми, а также выдача гражданам Абхазии российского гражданства совсем не обрадовало грузинское руководство. Беженцы из Абхазии перекрыли вышеупомянутую магистраль и потребовали от руководства Грузии вывода российских миротворцев из зоны грузино-абхазского конфликта. Отмахнуться от них президент нищей и насквозь коррумпированной страны не смог или не захотел. Шеварднадзе поставил вопрос ребром: или дорога или миротворцы.

От слов к делу Грузия перешла быстро: она не пропустила через свое воздушное пространство почтовый военно-транспортный самолет Ил-18, который осуществлял воздушное сообщение со 106-й российской военной базой в Батуми. Самолет должен был доставить в Батуми почту и военное имущество, а также перевезти к месту службы примерно 70 военнослужащих, возвращающихся из отпуска. Обратным рейсом он должен был забрать примерно 100 военнослужащих.

Последовавшие за этим инцидентом консультации различных министерств и ведомств двух стран, начиная с МИДа и кончая Минтрансом, ни к чему привели. Грузинская сторона, будто обиженный ребенок, продолжала стоять на своем, обвиняя Россию в нарушении международных договоров.

Визит грузинских парламентариев в Москву с разъяснением позиции Тбилиси никаких политических дивидендов Грузии не принес. Это признали все, в том числе и спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе, чьи резкие заявления в адрес России, резко контрастировали с тем, что она говорила в Москве. "Мы действительно обречены, — заявила Нино Бурджанадзе. — Соседи просто обязаны говорить на языке взаимопонимания и сотрудничества. Я не в коем случае не хочу сказать, что во всех бедах Грузии виновата Россия, но Россия должна делать шаги, чтобы ситуация улучшилась. Для России Грузия не имеет первостепенного значения, а любое движение России очень больно бьет по Грузии".

Дальше был неформальный саммит СНГ в Киеве, в ходе которого президент России Владимир Путин не оставил камня на камне от претензий грузинской стороны. Но Грузия продолжала настаивать на выводе российских миротворцев из Абхазии. Позиция Тбилиси была понятна, в ближайшие дни должно было состояться заседание СБ ООН по грузино-абхазскому конфликту и Грузия очень надеялась, что принятое на нем решение будет не в пользу России. Какая наивность, особенно если учитывать, что Москва как постоянный член Совбеза обладает правом вето на любые решения.

С помощью Москвы или без нее, но члены Совбеза решили не искушать судьбу и приняли решение оставить все как есть. СБ ООН предоставил Грузии 15 дней для принятия решения о продлении мандата Коллективных сил СНГ по поддержанию мира в зоне абхазо-грузинского конфликта. Учитывая, что грузинское руководство пока не дало согласия на продление мандата Коллективных сил по поддержанию мира СНГ (КСПМ СНГ), СБ принял решение о дополнительном рассмотрении вопроса о мандате Миссии ООН по наблюдению в Грузии, если к 15 февраля Грузия не примет решение о присутствии миротворческих сил СНГ.

"Таким образом, Совет Безопасности дал грузинской стороне 15 дней для принятия, как рассчитывают в Москве, положительного решения. В противном случае может быть поставлен вопрос о корректировке мандата и даже о свертывании миротворческой операции ООН", — отметили в МИДе.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *