Ирак налаживает отношения с врагом США

Новое иракское правительство начало заново выстраивать отношения с Ираном, которые испортились при Саддаме Хусейне. Визит в Багдад министра иностранных дел Ирана Камаля Харази действительно открыл новую страницу в связях двух стран-соседей.

Тегеран выразил свою полную поддержку нового иракского правительства, сформированного шиитским большинством. Министр иностранных дел Ирака Хошияр аль-Зебари назвал визит иранского коллеги "новым стартом" в двусторонних отношениях и подчеркнул, что Ирак готов развивать их.

Для начала иракское правительство ждет от Тегерана принятия жестких мер по отношению к боевикам, проникающим через границу между двумя странами. Иранцы заверяют, что теперь будут очень жестко контролировать ситуацию на границе. Хотя Харази заявил, что его страна не вмешивалась во внутренние иракские дела, а он сам ничего не знает о проникновении боевиков с иранской территории.

Иранцы также заверили, что будут оказывать всяческую помощь новому иракскому правительству, возглавляемому Ибрагимом аль-Джаафари (Ibrahim al-Jaafari). Ситуация парадоксальная: отношения Тегерана и Вашингтона, диктующего свою волю в оккупированном Ираке, напряжены до предела. Белый дом объясняет это своим "беспокойством" по поводу иранской ядерной программы. В то же время многие аналитики подчеркивают, что США хотели бы разобраться с Ираном, как и с Ираком, прежде всего, из-за опасности терроризма и из-за нефти. Без Ирана контроль над регионом будет неполным.

А Тегеран при этом заверяет, что готов оказывать помощь сменщикам Саддама Хусейна в Ираке даже, несмотря на свои "теплые отношения" с Вашингтоном. Ирану некогда обращать внимание на подобные парадоксы. Как пишет New York Times, он стремится как можно быстрее "засвидетельствовать" свое новое влияние в Ираке. Связь очень простая и не очень выгодная для Белого дома: шиитский Иран поддерживает шиитское правительство Ирака. И новый "переходный" президент Ирака Джалал Талабани, и премьер-министр аль-Джаафари сами поддерживают тесные связи с Ираном. Договориться им с иранцами гораздо легче, чем кому-либо еще.

Министр иностранных дел Ирана примчался в Багдад через два дня после госсекретаря США Кондолизы Райс. Правительство аль-Джаафари, несомненно, будет использовать выгоду своего положения. Получая помощь от своего патрона — Вашингтона, оно одновременно будет налаживать связь с Ираном. А патроны в какой-то момент могут и поменяться. Во всяком случае, Ирак может оказаться не очень подходящим плацдармом для атаки на Иран, если США когда-нибудь захотят использовать его в этом качестве.

В восьмилетней войне, которую вели Иран и Ирак в восьмидесятые годы прошлого века, погибли около миллиона человек. Саддам Хусейн сначала налаживал отношения с Ираном. По алжирским соглашениям 1975 года, подписанным иранским шахом и тогдашним вице-президентом Ирака Хусейном, были определены общие границы и разделение земли, главным образом в районе Шатт аль-Араб.

В 1979 году в Иране произошла революция, в результате которой был свергнут шах. В апреле 1980-го Ирак потребовал немедленного освобождения трех стратегических островов в Ормузском проливе, за которые боролись Иран и Объединенные Арабские Эмираты. В тот момент отношения между Ираном и Ираком были прерваны. В сентябре на границе двух стран начались столкновения. 17 сентября Саддам Хусейн, уже президент Ирака, денонсировал Алжирское соглашение, а 22 сентября направил войска в Шатт аль-Араб.

Соглашение о прекращении огня было подписано только в августе 1988 года. На переговорах, проводившихся под эгидой ООН, вопрос об Шатт аль-Арабе был одним из главных камней преткновения. После вторжения в Кувейт Хусейн 15 августа 1990 года неожиданно заявил о том, что вновь принимает Алжирские соглашения, вывел войска из Ирана и начал полный обмен пленными. В октябре возобновились официальные отношения между двумя странами. В декабрьском докладе ООН за 1991 год Ирак был официально назван ответственным за начало войны с Ираном.

У Ирана есть еще один канал влияния на Ирак. В июле 1995 года он выступал посредником между различными курдскими партиями в Ираке, которые после войны в Персидском Заливе образовали автономию и не подчинялись режиму Хусейна. Багдад расценил это посредничество как вторжение в собственные внутренние дела. Но в 1997 году Хусейн разрешил иранцам посещать священные для шиитов места в Ираке.

Вторжения США в Ирак в 2003 году Тегеран назвал "неоправданным и незаконным", сохранив, тем не менее, нейтральную позицию. Через год после начала войны в Тегеране прошла волна демонстраций против оккупации и осквернения религиозных шиитских мест.

В июне 2004 года верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи назвал новую администрацию в Ираке "лакейским правительством", сформированным по приказу Вашингтона.

Но уже в апреле этого года иранский президент Хатами предложил новому иракскому правительству политическое и экономическое сотрудничество. Во что выльется новая фаза отношений двух соседей? Несомненно лишь, что США попытаются если не ослабить эту все возрастающую связь, то использовать в своих целях.

Однако Иран готовится переиграть США на иракском поле в позиционной борьбе. Харази заявил в Багдаде, что "сторона, которая покинет Ирак — Соединенные Штаты", так как они, в конце концов, выведут войска. "А сторона, которая будет жить с иракцами — Иран, потому что он — сосед Ирака".

Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *