Арафат ушел. Что дальше?

Ясир Арафат умер в четверг утром  во французском военном госпитале Перси. У 75-летнего главы Палестинской автономии остановилось сердце. 14 дней лидер палестинцев находился между жизнью и смертью. 14 дней внимание прессы было приковано к сообщениям из Франции. И все эти дни в рядах палестинского руководства не прекращалась борьба за власть.

Казалось бы, компромисс достигнут. Палестиной будет управлять своеобразный «триумвират». В течение ближайших 60 суток  исполнять обязанности главы Палестинской автономии будет  спикер Палестинского законодательного совета (парламента) Рухи Фаттух. За это время в автономии должны состояться выборы, на которых и будет определен новый глава ПНА.

Пост главы исполкома Организации освобождения Палестины (ООП) занял бывший премьер-министр Палестины Махмуд Аббас (Абу Мазен). Руководить движением «Фатх» будет Фарук Каддуми.

В принципе, ничего неожиданного не произошло. Эти кандидатуры назывались чуть ли не с первых сообщений о серьезном заболевании Арафата. Стоит, впрочем, обратить внимание на одну деталь – преемника бывшему палестинскому лидеру найти так и не удалось. И если раньше Арафат занимал все три вышеуказанных поста (за что, кстати, оппоненты его неоднократно критиковали), то теперь на них назначены три разных человека. Это говорит как о том, что среди нынешних палестинских руководителей нет ни одного политика, кто хоть отдаленно сравнился бы с влиянием Арафата, так и о том, что внутри верхушки автономии продолжается борьба за «место под солнцем». Кто выйдет из нее победителем? И какова будет цена этой победы?

Мрачная перспектива

О том, что Арафат рано или поздно уйдет с политической сцены, говорили уже давно. Но спорили больше о том, как именно это произойдет – передаст ли палестинский лидер рычаги власти своему преемнику или же будет находиться на своих постах до самой смерти. Почему-то наиболее популярным одно время был первый вариант. Особенно оптимистичными были комментарии в начале 2003 года, когда премьер-министром автономии стал Махмуд Аббас, которого считали умеренным политиком, готовым пойти на переговоры с Израилем. Правда, Арафат довольно быстро всем показал, кто в доме хозяин – реальной властью глава ПНА делиться на захотел… Волна прогнозов о скором уходе Арафата очень быстро пошла на спад.

Нынешние события со всей наглядностью продемонстрировали, как много зависело от Арафата. Пожалуй, уже никто не рискнет утверждать, что бывший палестинский лидер не контролировал ситуацию в автономии, даже несмотря на блокаду в Рамаллахе. Арафата называли главным вдохновителем террористических вылазок против Израиля. Но не был ли он одновременно и неким сдерживающим фактором для руководителей ХАМАС, «Исламского джихада» и других, более мелких, радикальных группировок? Уж если они к кому и прислушивались, то только к Арафату… А что будет после его смерти?

Да, Махмуд Аббас, равно как и нынешний глава правительства автономии Ахмед Куреи, готовы к переговорам с Израилем. Но вовсе не факт, что они смогут обеспечить выполнение достигнутых договоренностей и держать в узде пользующихся большой популярностью (особенно среди молодежи) экстремистов. Лидеры ХАМАС и «Исламского джихада» уже обвинили Израиль в смерти Арафата. Правда, первые видят причину смерти главы ПНА в отравлении, а вторые – в том, что палестинскому лидеру были созданы «нечеловеческие условия жизни» во время блокады в Рамаллахе. Но общей сути это не меняет – лидеры этих группировок пообещали отомстить Израилю. Каким образом новые палестинские власти собираются бороться с экстремистами? И собираются ли вообще? Тот же Фарук Каддуми не является сторонником сближения с Израилем… Так что радикалы вполне могут заручиться поддержкой части руководства автономии.

И это только одна часть проблем, с которым столкнется палестинское руководство. Об экономических проблемах автономии, равно как и о цветущей пышным цветом коррупции сейчас говорят мало. А между тем, они не менее важны, чем урегулирование конфликта с Израилем. Хотя бы по той причине, что бедность, безработица и взяточничество являются отличной питательной средой для процветания экстремистских группировок. Но, похоже, что и здесь ожидать быстрых и эффективных решений не приходится. Махмуд Аббас и Ахмед Куреи, наиболее реальные претенденты на власть, неоднократно становились участниками громких коррупционных скандалов.

Вопросов о будущем палестинцев пока гораздо больше, чем ответов. Можно сказать, что ответов вообще нет. Возможно, хоть какая-то ясность появится в течение ближайших двух месяцев. По крайней мере, станет точно известно имя человека, который станет главой автономии. Конечно, было бы ошибкой полагать, что он решит все проблемы. Самая главная задача нового главы ПНА – не допустить междоусобицы, которая точно похоронит всякую перспективу установления мира на Ближнем Востоке.

Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *