Хмурое утро "оранжевой революции"

Тучи над правительством народного доверия
 
Украинскую жизнь при новой власти довольно точно описывает поговорка: «Жизнь как в сказке…». Продолжение этой поговорки зависит от позиции наблюдателя. Для того, кто наблюдает издалека, можно сказать: «…чем дальше, тем интереснее». Для тех же, кто находится внутри процесса, включая непосредственных участников событий, более точным продолжением, по-видимому, является: «…чем дальше, тем страшнее».

Парадоксальность ситуации состоит в том, что в цепи проколов правительства народного доверия нет смысла искать происки врагов. С задачей собственной дискредитации команда Ющенко прекрасно справляется без посторонней помощи, а учитывая нарочитую театральность новой власти, выглядит это довольно эффектно. Подобная зрелищность, впрочем, все чаще вызывает у наблюдателей ощущение, что они являются очевидцами зарождающейся катастрофы, тем более, что результаты смелых экспериментов украинского правительства чувствует на себе практически каждый житель братской Украины.

Глас народа: сценарий “самостійність і незалежність”
 
Не сказаться на общественном настроении деятельность правительства не могла. Результаты, как говорится, налицо. Опрос общественного мнения, проведенный в середине прошлого месяца фондом «Деминициативы» и Киевским международным институтом социологии, показал следующую картину электоральных предпочтений. Если бы выборы в парламент проходили в ближайшее на тот момент воскресенье, за Партию Регионов (В.Янукович) проголосовали бы 13,3% опрошенных. За Народный союз «Наша Украина» (В.Ющенко) отдали бы свои голоса 10,8% респондентов. За партию «Батькивщина» (Ю.Тимошенко) проголосовали бы 10,7%, за Соцпартию Александра Мороза – 7,4%, и за Компартию – 6,5 % украинцев. Шансы пройти в парламент при действующем 3-процентном пороге имеют оппозиционная новой власти СДПУ(О), получившая при опросе 2,7% голосов, и Народная партия с 2,5%. Непримиримая оппозиция в лице прогрессивных социалистов Натальи Витренко получили 4,3%. Исследование проводилось в период 14-24 апреля, то есть еще до бензинового кризиса.

Особенностью межвыборного периода (прошедшие президентские выборы – грядущие через несколько месяцев парламентские) является то, что в настоящий момент можно смело складывать только партии и движения, оппозиционные Ющенко. А останется ли союзником Народного союза «Наша Украина» условно провластная в настоящее время Соцпартия, будет зависеть от ситуации на момент выборов. Какими будут отношения к тому времени между Ющенко и Тимошенко – тоже большой вопрос.

В тех случаях, когда государство является демократическим, самостоятельным и независимым (самостійним і незалежним – укр.), единственное, что необходимо правящим кругам, чтобы остаться у власти, – это поддержка населения страны. Поддержка, как видно из опроса «Деминициатив» и КМИСа, не очень убедительная, но это не единственный тревожный для новой власти «звоночек». Еще большая опасность подстерегает команду Ющенко с другой стороны…

Пришла беда, откуда не ждали: сценарий «внешнее управление»
 
18 мая в газете The Washington Post, которая в целом отражает генеральную линию Вашингтона, вышла статья «Предательство революции». Автором является Андерс Аслунд, директор программы по изучению России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир. Американская газета сообщает об авторе, что он ведет исследования по вопросам перехода стран с некогда социалистической экономикой к рыночной системе, занимаясь в основном Россией, Украиной и Киргизией. Андерс Аслунд является одним из руководителей проекта по экономике постсоветских государств, в частности какое-то время (1994-1997) он даже являлся экономическим советником правительства Украины (и России, в 1992-1994гг., то есть в период «шоковой терапии»), поэтому, по собственному признанию, еще с 1994 года хорошо знает В.Ющенко.

Но вернемся к статье. Светлых пятен в статье – ровно одно, короткий первый абзац: «Оранжевая революция на Украине была вдохновляющим и радостным событием. Это была классическая либеральная революция – народное выступление за свободу и демократию, против коррупции. Виктор Ющенко стал демократически избранным президентом, обещая освободить страну от страха и мздоимства». Эту оценку мы оставляем на совести автора, а сами следуем дальше. Далее следует сугубый негатив: неверный экономический курс (популистский и, по мнению Аслунда, социалистический), неясность планов по реприватизации, сомнения в соответствии своей должности главы Фонда госимущества, чрезмерные расходы на пенсионное обеспечение, осложнение условий ведения среднего и малого бизнеса, ошибки во время мясного и бензинового кризисов и т.д.  Финал статьи звучит довольно тревожно: «Официально эти популистские меры оправдываются необходимостью укрепить популярность Тимошенко перед парламентскими выборами в марте будущего года. Однако и сами украинцы, и зарубежные друзья этой страны ждут объяснений, что происходит».

Сигнал тревожен и прозрачен. Во-первых, экс-советник по экономике дает понять, что не нужно ничего выдумывать, а достаточно только следовать готовым либерально-экономическим инструкциям, покрывая дефицит бюджета из кредитов МВФ и ВБ. Самодеятельность и непредсказуемость украинского премьера, партийная принадлежность главы ФГИ и многое другое Запад настораживают. Во-вторых, любого рода непоследовательность за несколько месяцев до выборов не может дать позитивных результатов даже на короткий срок, поэтому велика вероятность того, что все рухнет аккурат к тому моменту, когда свое слово скажет украинский избиратель. Другими словами, это внушение всей команде Ющенко и самому президенту. Мол, не для того тебя назначали президентом, чтобы ты за год все угробил.

Хмурое утро
 
Когда революция свершилась, перед победившей стороной остро встала кадровая проблема. С одной стороны, необходимо было расплачиваться за предвыборные авансы, как в случае Юлии Тимошенко, с другой, новые кадры должны были быть и лояльны новой власти и иметь хотя бы минимальный управленческий опыт. Сразу выяснилось, что «скамейка запасных» является довольно короткой, поэтому, как сообщает КорреспонденТ (Журнал новой эпохи Украины), «многие важные должности получили родственники, кумовья и друзья главы государства». В статье «Хуторянская демократия» даже приводится схема назначений, где линии красного цвета, соединяющие президента Ющенко с назначенцами, обозначают родственные связи, а зеленого – дружеские и партнерские отношения. На первый взгляд, Юлия Владимировна – счастливое исключение из «кумовского» правила, талантливый и эффективный менеджер, энергичный и напористый руководитель с большим опытом. В действительности же, Тимошенко никогда не работала в настоящей конкурентной среде, ни когда возглавляла компанию ЕЭСУ в бытность премьером Павла Лазаренко, ни когда в правительстве Ющенко курировала вопросы энергетики. В первом случае Юлия Владимировна имела невиданного уровня преференции, во втором – полный карт-бланш. Свой нынешний статус премьер-министр воспринимает, очевидно, как сочетание и первого и второго.

Положение Ющенко – не из легких. Обуздать неуемную энергию премьера ему вряд ли удастся, а последствия ее деятельности – иногда трудно предсказуемы, а иногда легко, но оптимизма это не прибавляет. Отправив Тимошенко в отставку украинский президент рискует заполучить ее в оппозицию, а такой подарок мало кого из новой власти обрадует. По мнению политолога Владимира Маленковича (в прошлом – сотрудника Radio Liberty) исчерпывающая характеристика Тимошенко – это «жадная до власти и до денег». Дополняет картину характеристика, данная премьеру Романом Бессмертным (вице-премьер по вопросам административной реформы) – «Юлия Владимировна по жизни шантажист. Вспомните стиль Тимошенко в отношении Павла Лазаренко – это шантаж, еще раз шантаж, а потом сдача». Меньше всего новую власть можно охарактеризовать словами Ющенко – команда  честных профессионалов. Скорее наоборот. Причем в отношении каждого из трех слов. 

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *