ЮКОС остался без ресурса

Семен Кукес хочет себе ма-а-аленький кусочек бывшей империи Ходорковского?
В России любой бизнес хиреет без административного ресурса. Не смог выбраться мэром или губернатором — потерял любимый холдинг; наоборот, стал депутатом — дела свечного заводика пошли в гору. После того, как ЮКОС не смог создать необходимое лобби в Госдуме (более того, вся политическая карта там изменилась), а Михаил Ходорковский в силу ряда обстоятельств оказался persona non grata в высших эшелонах власти и попал в СИЗО — перед ЮКОСом, как перед российской компанией, встала проблема выстроить отношения с госвластью заново. Проще говоря, обзавестись новым административным ресурсом.

Не понятно почему, но Ходорковский выбрал для этой цели Семена Кукеса. Сначала казалось, что он справляется с задачей. Кукес выдвинул лозунг "ЮКОС без Ходорковского" или, можно еще сказать, "ЮКОС больше, чем Ходорковский". Всю свою активность Кукес сосредоточил на формировании личных отношений с тогдашним министром природных ресурсов Виталием Артюховым, министром энергетики Игорем Юсуфовым и министром по налогам и сборам Геннадием Букаевым.

На первый взгляд, могло показаться, что потуги Кукеса приносят свои результаты в смысле формирования нового извода административного ресурса для ЮКОСа. Посмотрите: несмотря на то, что еще в конце 2003 года Министерство природных ресурсов обещало до 20 января обнародовать результаты проверок по соблюдению ЮКОСом лицензионных соглашений на право добычи нефти и газа, но ни 20 января, ни позднее эти результаты представлены не были. Все проверки МПР свелись лишь к претензиям сотрудников территориальных управлений, потребовавших от ЮКОСа озеленить до 2 февраля уренгойскую тайгу. Впрочем, этот смешной эпизод был мастерски отыгран в прессе.

Не последовало никаких карательных мер в отношении ЮКОСа и со стороны Министерства по налогам и сборам, которое в декабре объявило о налоговых претензиях к компании на сумму более 98 млрд. рублей. Повторная проверка МНС до сих пор не закончена.

В кругу коллег Кукес утверждал, что снижение активности Минприроды и МНС является его личной заслугой. Тем не менее, многократные личные встречи Кукеса с министрами в итоге все же оказались напрасными. В конце февраля все трое прикармливаемых Кукесом министров были уволены со своих постов во время отставки правительства, объявленной президентом. Говорят, что сразу же после отставки правительства Кукес утверждал, будто при назначении нового правительства позиции дружественных ему министров только укрепятся. Но слова Кукеса повисли в воздухе. Виталий Артюхов, Игорь Юсуфов и Геннадий Букаев, на которых он сделал ставку, не только не сохранили министерских портфелей, но даже не были назначены главами профильных федеральных служб, находящихся в подчинении у министерств. Только Геннадий Букаев сохранил хоть какую-то должность в правительстве — он назначен скромным советником Михаила Фрадкова. Но более этого: маятник качнулся в другую сторону: так, нового Министра природных ресурсов Юрия Трутнева пресса уж скорее связывает с конкурентом ЮКОСа ЛУКОЙЛом, а главой Федеральной службы по энергетике назначен Сергей Оганесян из другой нефтяной фирмы — "Роснефти"... Одним словом, Кукес проявил верх неосведомленности и просчитался в главном: стратегии выстраивания административного ресурса: говоря языком ресторанных музыкантов, "не там играл".

Кстати, с ресурсами в прямом смысле этого слова — энергетическими — у ЮКОСа не намного лучше, чем с человеческими — с той лишь разницей, что компания под руководством Кукеса почему-то начала разбазаривать уже собранное самостоятельно. Одними из самых прибыльных во всей империи Ходорковского были пять энергетических компаний: "Кубань-", "Тамбов-", "Белгород-", "Ставрополь-" и "Томскэнерго". Первые четыре из них Кукес решил продать. Блокирующие пакеты акций в этих компаниях выкупит, судя по всему, украинский партнер Анатолия Чубайса, президент российско-украинской группы "Энергетический стандарт" Константин Григоришин — скандальный российский бизнесмен, предпочитающий делать деньги на Украине.

Момент для сделки выбран тоже малоудачный. Мало того, что сейчас идет спор о путях реформы РАО ЕЭС, мало того, что он как раз касается целесообразности создания на базе 72 АО-энерго максимум 14 территориальных генерирующих компаний (например, группа МДМ выступила с альтернативным предложением, чтобы приглянувшиеся олигархам энергокомпании не оказались в разных территориальных группах) — так еще и у Григоришина на Украине начались серьезные проблемы — из-за того же самого человеческого ресурса.

Отдел государственной исполнительной службы Шевченковского районного управления юстиции Киева наложил арест на ценные бумаги оффшорных компаний Graftex Ltd, TechnoluxLtd, Metroimpex Ltd, Trade-Invest Group Ltd и Energy Standard Group SA. В соответствии с определением Орджоникидзевского районного суда Запорожья, арест наложен в обеспечение иска к григоришинскому ЗАО "Либерти маркет" и бывшему гендиректору консорциума "Металлургия" Анатолию Головко. Ценные бумаги, принадлежащие григоришинским фирмам — это акции украинских энергетических фирм "Запорожтрансформатор" (88%), "Запорожьеоблэнерго" (19%), "Львовоблэнерго" (38%), "Сумыоблэнерго" (40%), "Полтаваоблэнерго" (40%), "Прикарпатьеоблэнерго" (34%), "Черниговоблэнерго" (40%) и других. Именно эти акции Григоришин собирался вносить в качестве своей доли в российско-украинский энергетический холдинг (туда же со своим "Интерпайпом" планировал войти зять президента Кучмы Виктор Пинчук). Иными словами, у Григоришина у самого на Украине административный ресурс сильно пошатнулся, раз судам и приставам дали команду "фас!". В этих условиях отдавать прибыльные компании Григоришину, пусть он и является, по слухам, другом Кукеса — по меньшей мере, бессмысленно для нефтяной компании. Поэтому в прессе и появились предположения, что смысл сделки, возможно, в том, чтобы вернуть потом себе самому (Кукесу) ликвидные энергоактивы. Ведь из мутного российско-украинского "СП" это будет наверняка проще, чем из "засвеченного" ЮКОСа. Не даром про Кукеса говорят, что он якобы хочет разобрать ЮКОС на запчасти и продать некоторые из них себе.

Впрочем, нашлись люди, которые сразу почувствовали в Кукесе что-то не то. Это в первую очередь зампред комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству (по прошлому созыву) Владимир Юдин. Широкую известность Юдин получил в июне прошлого года, когда стал спусковым крючком, раскрутившим маховик репрессий против ЮКОСа, в результате чего был арестован подзабытый после ареста Ходорковского олигарх Платон Лебедев. Касаясь назначения Семена Кукеса председателем правления компании "ЮКОС-Москва", Юдин сказал: "А кто он? Хозяин контрольного пакета ТНК-BP. Это что, заготовлено было? Нефтяная отрасль оказывается в одних руках. Мы просто обязаны вернуться к этой теме". Это заявление депутата ясно указывает, что нынешний менеджмент ЮКОСа не устраивает Юдина и тех, кого он представляет — в принципе.

Юдин не скрывает, что компроматом на Кукеса его снабдила канадская компания Noreх Petroleum. Это означает, что Кукес лихорадочно пытался наладить связи в российском истаблешменте не зря: врагов он нажил (по крайней мере, по срезу на середину 2003 года) в первую очередь по ту сторону Атлантического океана.

Накануне выборов в Госдуму Юдин (кстати — член "Единой России") решил действовать публично, и очередной запрос в Генпрокуратуру он презентовал 26 ноября на пресс-конференции. Разоблачения основаны на материалах судебного дела канадской фирмы Noreх против ТНК, ее акционеров и менеджеров, среди которых фигурирует и нынешний председатель правления "ЮКОСа". Это дело рассматривается в суде Южного округа Нью-Йорка (США). Предметом давнего конфликта между Norex и ТНК является ЗАО "Корпорация "Югранефть", созданное в 1992 году канадской компанией (60%) и "Черногорнефтью" (40%). В 2000 году. обанкротившаяся "Черногорнефть" досталась ТНК. Вскоре арбитражный суд ХМАО признал недействительным вклад Norex в уставный капитал "Югранефти", и доля ТНК увеличилась до 80%. Norex не смогла отстоять свои интересы в российских судах и в 2002 году подала иск в Нью-Йорке. Он направлен против 12 юридических лиц, а также бывшего президента ТНК Семена Кукеса, бывшего первого вице-президента Иосифа Бакалейника, главы "Реновы" Виктора Вексельберга и владельца Access Леонарда Блаватника. Обвинения сводятся к насильственному захвату активов "Югранефти" с помощью подделки документов, физических угроз, вымогательства, неуплаты налогов и отмывания денег. Убийственный набор деловых качеств для Америки!

"В начале ноября представители Norex передали моему помощнику материалы о Кукесе, — рассказывает Юдин. — Я их изучал, затем мои помощники встречались с людьми из Norex". Юдин утверждает, что владельцы и менеджеры ТНК использовали прямое давление на руководителей предприятий, судебные и правоохранительные органы. Более того: как рассказал газете "Ведомости" президент Norex Petroleum Фил Меррей, адвокаты его компании из фирмы Marks & Sokolov обратились с официальным запросом в ЦРУ. В начале сентября им пришел ответ, содержащий сведения о ряде нарушений российского законодательства, допущенных при банкротстве "Черногорнефти". В пресс-службе ЦРУ подтвердили факт отправления письма в ответ на запрос Marks & Sokolov. Norex Petroleum предоставила газете "Ведомости" копию (по словам представителей корпорации) ответа ЦРУ. Его первый пункт гласит: "Президент ТНК Кукес сказал, что он давал взятки местным чиновникам".

Если верить всем этим обвинениям, то в те годы Кукес добивался административного ресурса более прямолинейным образом, чем сейчас. И хотя по российским меркам такие методы — не Бог весть какой компромат — в любом случае эти обвинения вряд ли помогут Кукесу начать в третий раз сначала и все-таки построить под свою фирму схему коррупционной административной поддержки. Скорее всего, это у него уже не получилось.

Матвей Шароватов