Что знал погибший британский советник по Ираку

В четверг на минувшей неделе он отправился на прогулку и исчез. В пятницу его тело нашли в восьми километрах от дома, в живописном местечке графства Оксфордшир.

В субботу произошел обвал курса фунта стерлингов на международных валютных рынках, отразивший убежденность дилеров, что доверие к правительству Великобритании еще более подорвано.

В тот же день лидер консервативной оппозиции Иэн Данкан Смит предложил Тони Блэру прервать его поездку по странам Дальнего Востока. Более впечатлительные члены Консервативной партии требуют от премьера подать со всей его лейбористской командой в отставку.

Такова цепь драматических событий, последовавших за смертью доктора Дэвида Келли, ученого-микробиолога, советника министерства обороны Великобритании по проблемам биологического оружия и эксперта по Ираку. В ожидании выводов патологоанатомов полиция зарегистрировала инцидент в своих протоколах под обтекаемой формулировкой "необъяснимая смерть".

Между тем взбудораженная Британия уже сегодня склоняется к крайне неудобному для властей объяснению: Келли пал жертвой манипуляций, нацеленных на то, чтобы отмыть официальный Лондон от обвинений в намеренном искажении разведданных по Ираку. Искажения же были нужны правительству, чтобы оправдать иракскую войну.

Истоки трагедии ведут к тому памятному дню в конце мая, когда корреспондент Би-би-си Эндрю Гиллиган вышел в эфир с сенсационным разоблачением. Сославшись на анонимный источник в министерстве обороны, журналист обвинил правительство в том, что оно сознательно сдобрило "чернухой" свое досье по Ираку. Из Саддама Хусейна нарочно сделали пугало, каким тот вовсе не был, утверждал Гиллиган.

Его репортаж, возможно, не произвел бы такого скандала и затерялся бы в череде схожих обвинений, если бы там не было указано пальцем на того, кто мог, по мнению репортера, совершить такую подтасовку. Речь шла об Алистере Кемпбелле, советнике премьер-министра по связям с общественностью, ближайшем его визире и, как считают сами англичане, своего рода "сером кардинале". Гиллиган замахнулся на слишком высокую фигуру. Глубокая тень упала и на самого Блэра, о привязанности которого к своему советнику ходят анекдоты.

Полтора месяца тянулось яростное перетягивание каната между Би-би-си и Даунинг-стрит. Правительство требовало раскрыть анонимный источник Гиллигана. Вещательная корпорация, обычно не скрывающая своих официозных симпатий, на этот раз встала в благородную позу защитницы профессиональной журналистской тайны.

В конце концов тайна сама пришла на исповедь. Неделю назад Дэвид Келли явился к своему начальству в министерстве обороны с признанием: да, это я встречался с Гиллиганом в номере такой-то гостиницы.

Встречу никто не разрешал, со стороны Келли это было грубейшим нарушением служебных инструкций, но министерство утверждает сейчас, будто еретику увольнение не грозило. "На этом все и кончилось", — заявил представитель оборонного ведомства, имея в виду устное порицание.

На самом деле с этого все только началось.

Во вторник, то есть за два дня до трагедии Келли вызвали дать показания перед комитетом по иностранным делам Палаты общин Вестминстера. 59-летний человек с лицом аскета и седой бородкой клинышком был явно удручен, если не находился в тяжелой депрессии. Лейбористские инквизиторы, заправляющие в комитете, наседали на него агрессивно, бесцеремонно. Слушания транслировались в прямом телеэфире на всю страну. Шелестящий шепот Келли был едва слышен. Ему трижды предлагали говорить громче и даже выключили вентилятор, чтобы создать в зале полную тишину.

Ученый не ответил на вопрос, считает ли он, что министерство обороны его "подставило".

Выпускник Оксфорда, Дэвид Келли стал известен в Портон Дауне, секретном британском центре по разработке химического оружия, где он возглавил отдел микробиологии. После войны в Персидском заливе Келли работал военным инспектором в Ираке, а позднее получил должность старшего советника ООН по биологическому оружию, которую занимал до 1999 года. В министерстве обороны в обязанности ученого входили брифинги.

Но каким было содержание его последнего, рокового брифинга?

В своих показаниях перед парламентским комитетом Келли исключил возможность того, что его беседа с Гиллиганом в гостинице могла лечь в основу журналистского разоблачения. Отказалась признать это и Би-би-си.

Тем не менее Дэвид Келли, скорее всего, действительно был источником сенсационной утечки информации об искажении разведданных, но, стиснутый между служебными инструкциями и субординацией начальству, не смог признать этого публично. Конфликт между профессионализмом ученого, всегда и везде верного фактам, и долгом военнослужащего, присягнувшего на лояльность правительству, нашел только одно разрешение — в трагедии, случившейся на стриженой лужайке графства Оксфордшир.

В любом случае смерть ученого наносит тяжелый удар по и без того скользящему вниз рейтингу доверия англичан к кабинету Тони Блэра.

По материалам РИА "Новости"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить