Необъявленная война?

В то время, как в Москве проходят активные консультации по формированию нового Союза четырех, в Средней Азии набирает силу процесс размежевания стран, еще недавно считавших себя братскими республиками. И не просто размежевания, а активного отгораживания, Вплоть до установки на государственных рубежах минных полей.

Об этом на прошлой неделе шла речь на очередном заседании Законодательного собрания парламента Киргизии. Выступивший там депутат от Баткенской области Ташболот Балтабаев рассказал, что на юге Киргизии продолжают гибнуть люди, подорвавшиеся на минах, установленных там пограничниками Узбекистана. Последний такой случай произошел в семи километрах от села Чон-Гара. Вышедший за своей коровой на близлежащее пастбище Анвар Шамшиев подорвался на установленной здесь мине. Причем, как показало предварительное расследование – на территории своей родной страны.

Противоположная же сторона – узбекская – считает, что пострадавший киргизстанец подорвался уже на ее территории, которую Ташкент последнее время активно защищает с помощью мирных полей. Рассудить этот спор сегодня крайне сложно. Ведь граница между соседями сегодня практически нее обозначена. Обеими сторонами признано лишь 690 километров линии, разграничивающей их. Остальные 710 километров являются спорными. Переговоры о разделе территории ведутся уже много лет, фактически весь период независимости бывших республик Советского Союза. Но дело продвигается трудно.

Ситуация крайне осложнилась после 1999 года, когда Киргизия стала жертвой нападения боевиков Исламского движения Узбекистана. Это базирующееся в Афганистане вооруженное формирование фанатиков, мечтающее о создании Ферганского халифата, попыталось через как раз через Баткенскую область прорваться в Узбекистан. Пограничники и силы Южной группы войск Киргизии остановили их. Хотя отдельные боевики и небольшие группы вооруженных людей, по некоторым сведениям, попали на территорию соседней страны. Это и заставило Ташкент заняться усилением охраны своих рубежей.

Вот только процесс этот пошел в совершенно одностороннем порядке, без советов и консультаций с соседним Бишкеком. Причем дело дошло до того, что мины появились даже вокруг анклава Сох, полностью находящегося на территории Киргизии. Как рассказал депутатам работник Главного штаба Вооруженных сил Киргизии Таирбек Мадымаров, ситуация осложняется еще и тем, что узбекская сторона категорически не хочет передавать карты минных полей, даже установленных в ходе военных действий против боевиков. Ташкент явно использует их для давления на Бишкек в ходе переговоров по пограничным спорам. А без этого военные не могут обезопасить поля и пастбища Баткенской области. Тем временем число пострадавших от мин исчисляется уже десятками. Администрация Баткенской области оценило свой ущерб от этого в несколько миллионов долларов и предъявила соответствующий счет соседям.

Понятно, что ситуация эта крайне обостряет обстановку на границе Киргизии и Узбекистана. Все чаще здесь случаются стычки и конфликты, даже со стрельбой. Только в прошлом году их было больше тридцати. Причем один раз пограничники просто убили киргизстанца, который по их мнению пересек границу. Хотя, как показало следствие, он всего лишь зашел на спорный участок. Такие явления, к сожалению, характерны не только для киргизско-узбекской границы. Практически полностью лишены возможности торговать в Узбекистане жители южных областей Казахстана. А на границе с Туркменией даже появились танки. Все это дает основание говорить о нарастающем изоляционизме в Центральной Азии. Политика здесь самым жестоким образом давит экономику. А страдают от этого, прежде всего, жители этого и так не очень богатого региона.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *