Русская рыбалка глазами чехов. Европа нас не понимает

"Правда.ру" продолжает обзор публикаций о России в странах, некогда входивших в социалистический лагерь, а ныне cтавших членами Евросоюза и НАТО. На этот раз речь пойдет не о политике и не о спорте, а о рыбалке. Точнее, о месте рыбалки в жизни россиян

Да, не знают и не понимают нас, русских, на Западе. И если бы только там. У "братьев-славян" из Чехии, когда кто-нибудь из них посещают Россию, глаза на лоб вылезают, а когда они возвращаются домой, то у родственников, друзей и сослуживцев просто челюсть отвисает от услышанного — до них с трудом доходит, что такое может происходить не в джунглях Африки или прериях Амазонки, а в стране, где, по их мнению, почти все должно напоминать Чехию. Причем только на том основании, что русский и чешский языки отдаленно похожи.

Статья, цитируемая ниже, лишний раз показывает, насколько умозрительны их представления о нас. Но загвоздка в другом: безобидное незнание часто оборачивается плохими последствиями для межнациональных и межгосударственных отношений. Но достаточно комментариев: пусть читатель сам делает выводы. Собственный корреспондент в России самой популярной чешской газеты "Млада фронта ДНЕС" Ян Рыбарж делится с читателями своими впечатлениями от русской рыбалки и рыбаков.

Рыбаки — люди серьезные. Без встречи с мужчиной, терпеливо ожидающим улова, не была бы участь журналиста в командировке столь завидной. Вместе с таксистами, продавцами сарделек и студенами-прогульщиками они относятся к той группе людей, которые всегда готовы переброситься парой слов с попутчиками.

Например, рыбак Василий бурчит: "Да, этот Путин не так плох!". А между строк аналитических материалов в газетах постельцинской России потом звучит: "Путин, определенно, вызывает симпатии наших сограждан, прикрытые разве что легким скепсисом", — говорит в задумчивости рыбак Василий, выражая мнение многих россиян.

Рыба играет в жизни граждан России огромную роль. Несколько лет назад я попытался на Камчатке о чем-то договориться, но все бросали трубку со словами: "Мы идем ловить лосося!". Примечательно, но говорилось это с интонацией непонимания и изумления в голосе — примерно такой, как будто я в день выборов в США попросил об интервью Джорджа Буша и хотел бы поболтать с ним о его собаке Барни.


Ну да, когда на Камчатке наступает сезон ловли лосося, власть исчезает, браконьеры на несколько дней заключают перемирие с органами, ведущими с ними борьбу, и, скорее всего, падает даже боеспособность камчатской подводной флотилии. Русские "индейцы" садятся по берегам рек и варят суп под названием "уха", который считается чем-то вроде еды на все случаи жизни.

Здесь же узнаю про рецепт от эвенов из деревни Анавгай. Он следующий: варите картошку пять минут, затем бросьте в эту же кастрюлю свежепойманного лосося, предварительно порезанного на куски. После этого добавьте лук, лавровый лист, петрушку, черемшу (дикий чеснок), укроп и перец. Далее варите еще минут пятнадцать, и готово.

В странах, имеющих выход к Каспийскому морю, все вращается вокруг осетров — из этого моря, являющегося на самом деле озером, и вылавливается 90% черной икры — мечты шейхов, гурманов и высших чиновников, и потому надо быть готовым выслушивать байки о шестидесятилетних осетрах величиной с кита, и о войне икорных баронов, которым, говорят, позавидовали бы и гангстеры из американских фильмов.

В Европейской части России национальным видом спорта является подводный лов, когда рыбаки часами глядят в прорубь в надежде что-нибудь поймать. Это очень трудоемкий вид спорта, в котором я как-то после обеда попробовал свои силы в московском районе "Щукино", но и здесь люди проводят время за рыбацким распитием спиртных напитков, поскольку рыбы почти нет.

При подледном лове происходят, как правило, ужасные истории с оттенками героизма: о рыбаках, исчезнувших подо льдом; о льдинах, уносящих рыбаков в море или озера и следующим за этим спасением, перед которым меркнет даже покорение Северного полюса.

В один прекрасный день эта категория граждан стала достоянием международных отношений. Однажды в газетах (чешских — прим. ред. ) мы разместили фотографии этого национального вида спорта, но один из коллег, не имевший о нем ни малейшего понятия, плохо перевел подпись, и рыбака, закутанного в защитный плащ (телогрейку), превратил в своей газете в бомжа. Российские дипломаты над нами вдоволь посмеялись, а один россиянин даже ругал меня по телефону и твердил, что мы портим российско-чешские отношения. Поэтому на следующий день мы должны были напечатать исправление под заголовком "Рыбак, не бомж". После этого, я бы сказал, российско-чешские отношения заметно улучшились.

Перевод и комментарий: Вадим В. Трухачев

Оригинал статьи :

Rybář, Jan. Jak rozeznat v Rusku rybáře od bezdomovce?//
Mladá fronta DNES, 11.1.2005.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить