Как сидится зэкам в Поморье?

Этот специальный доклад на днях был направлен Уполномоченным по правам человека в Архангельской области Надеждой Ахраменко в те "узкоспециальные" структуры, в ведении которых находится эта тема. Копия доклада имеется в распоряжении "ПРАВДА.Ру". Мы решили сделать его достоянием общественности -- ведь, как говорится, "от тюрьмы и от сумы"... Думается, комментарии к этому спецдокладу излишни. Публикуем его почти полностью, с небольшими сокращениями, надеясь привлечь внимание к проблемам, связанным с положением заключенных в местах лишения свободы.

Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Архангельской области

О НАРУШЕНИЯХ ПРАВ И УСЛОВИЙ СОДЕРЖАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Уполномоченному по правам человека в Архангельской области приходит большое количество жалоб от осужденных на действия администраций исправительных учреждений, которые содержат информацию о вопиющих нарушениях прав и свобод осужденных в местах лишения свободы. Ситуация с правами человека в закрытых учреждениях достойна особого внимания, поскольку именно в указанных учреждениях при отсутствии функциональных механизмов общественного контроля положение с правами человека вызывает наибольшее беспокойство.

В настоящее время на территории Архангельской области действуют 12 колоний, 1 Лечебно-исправительное учреждение, 4 следственных изолятора. Анализ жалоб и обращений осужденных к лишению свободы и их родственников, поступивших в адрес Уполномоченного по правам человека в Архангельской области из указанных учреждений, свидетельствует об общей неблагоприятной ситуации в сфере охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, складывающейся в исправительных учреждениях на территории Архангельской области. Практически каждый из мировых стандартов нарушается в условиях действующей уголовно-исполнительной системы.

Право на получение медицинской помощи осужденными гарантируется статьей 29 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. №5487-1, статьей 12 части 6 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Однако среди обращений граждан к Уполномоченному часто встречаются жалобы лиц, осужденных к лишению свободы, на нарушение их права на получение медицинской помощи. В местах заключения осужденные испытывают большие затруднения в доступе к врачебной помощи и врачебному осмотру. Это связано с отсутствием как необходимого оборудования и медикаментов, так и должного внимания со стороны медицинского персонала к больным при проведении лечения. Осужденный Г. обратился в медицинскую часть УГ-42/14 г. Вельска с просьбой оказать медицинскую помощь: "После 5 суток пребывания в ШИЗО и постоянных избиений ... обратился к врачу с жалобами на шум в голове, головокружение, сильно болел правый бок подреберья, гематомы по всему телу. Дежурный врач сказал, что ничего фиксировать не будет, в медицинской помощи было отказано".

Медико-санитарная работа в исправительных учреждениях не способствует сохранению и восстановлению здоровья, большинство следственных изоляторов и исправительных колоний не имеют достаточных средств на приобретение лекарственных препаратов, перевязочного материала. Осужденные жалуются на отсутствие необходимых медикаментов или применение лекарств ненадлежащего качества (с истекшим сроком годности), что создает угрозу их жизни и здоровью. Так, М. сообщает о применение просроченных йода, перекиси водорода в медицинской части УГ-42/4 г. Котласа.

Не оказывается должный уход больным, имеющим хронические заболевания, зафиксированные в медицинских картах, в результате чего существенно ухудшается состояние их здоровья. Для получения необходимой медицинской помощи осужденные вынуждены вскрывать вены, горло, живот, глотать ложки, лезвия, обливать ноги кипятком, чтобы их направили в территориальное лечебно-профилактическое учреждение органов здравоохранения. Однако и в этом случае им не гарантирована помощь. Из жалобы К. на начальника и сотрудников УГ-42/1 п. Пирсы: "После избиения мне пришлось вскрывать живот. Видя, что никто не собирается увозить меня в больницу, мне приходится резать вены на руках, вскрывать горло. Только после этого меня отправляют в больницу. Могут же вообще никуда не отправить".

По-прежнему многие осужденные жалуются на плохое питание. Зафиксированы случаи небрежного приготовления пищи, в частности, использование испорченных продуктов, продуктов с истекшим сроком годности. Из жалобы Г. на начальника и сотрудников УГ-42/5 г. Коряжмы "Наших близких пытаются травить недоброкачественными продуктами. На колонию завезли кильку 2001 г. выпуска. Рыба испорчена, но администрация пытается ее скормить осужденным". Статья 88 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закрепляет за осужденными право приобретать продукты питания в магазине (ларьке) учреждения. Но реализация этого права затруднена: осужденные указывают на скудность ассортимента и завышенные цены (например, в УГ-42/19 п. Междуреченск Пинежского района).

Но наибольшее количество жалоб, поступающих от осужденных Уполномоченному по правам человека в Архангельской области, связано с применением к ним физической силы и специальных средств, необоснованным привлечением к дисциплинарной ответственности. Наиболее распространенная мера взыскания — водворение в ШИЗО — назначается без учета тяжести, зачастую несоизмеримо с совершенным проступком, а также в отсутствие нарушения установленного порядка отбывания наказания. Так, в жалобе Ж. на начальника, сотрудников учреждения УГ-42/5 г. Коряжмы указывается на систематическое водворение осужденных "кавказской" национальности в ШИЗО без должных оснований. Во время содержания в ШИЗО осужденные нередко подвергаются жестоким избиениям, унижению достоинства.

Факты, содержащиеся в многочисленных жалобах и обращениях, полученных Уполномоченным по правам человека в Архангельской области, свидетельствуют о том, что в местах лишения свободы распространены не предусмотренные законом способы физического наказания заключенных и применение для этого специальных средств. В жалобе родственников Г. на действия сотрудников УГ-42/14 г. Вельска подробно описано пребывание Г. в ШИЗО: "...его беспричинно избивали утром и вечером ежедневно, били ногами, кулаками, резиновыми дубинками, по всему телу без разбора, а также по лицу". Избиениям и унижениям подвергаются не только осужденные, водворенные в ШИЗО, но и осужденные, находящиеся в камерах. Не редки случаи, когда избиения заключенных совершаются сотрудниками исправительных учреждений, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Из жалобы С. на действия сотрудников ИК-2 ОИК-4 п. Мостовица Коношского района: "Для них ничего не стоит в сильном алкогольном опьянении в ночное время поднять со спальных мест осужденных, вывести их на улицу и всячески их унижать, бывают случаи, когда не обходится без побоев". Уполномоченный по правам человека в Архангельской области неоднократно обращался в Управление Федеральной службы исполнения наказания по Архангельской области с просьбой рассмотреть по существу подобные жалобы.

Между тем доказать факт применения работниками исправительных учреждений физической силы и специальных средств практически невозможно. Ключевым элементом доказательств в делах, касающихся пыток и жестокого обращения, является медицинское заключение, содержащее описание всех полученных пострадавшими повреждений и травм — физических и психических. В настоящее время отсутствует обязанность врачей фиксировать все случаи применения физической силы к осужденным с составлением медицинского заключения о количестве и характере полученных повреждений и травм. Поэтому в исправительных учреждениях жертвы сталкиваются с серьезным препятствием в обеспечении того, чтобы все нанесенные им повреждения были зафиксированы квалифицированными медицинскими работниками. Кроме того, во всех жалобах на применение физической силы осужденные указывают на отказ со стороны врачей не только зафиксировать полученные травмы, но и оказать медицинскую помощь.

Практика применения физической силы препятствует исправлению заключенных. Противоправные действия администрации исправительных учреждений не способствуют формированию у заключенных уважительного отношения к закону и стремления к правопослушному, гражданскому поведению. Систематическое избиение осужденных, унижение их человеческого достоинства, пренебрежительное отношение к личности осужденных вызывает ответные негативные реакции осужденных.

Право осужденных на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения также не реализуется на практике: администрация исправительных учреждений отказывается отправлять подаваемые осужденными жалобы. Из жалобы А. на действия администрации УГ-42/19 п. Междуреченск Пинежского района: "Работник спецчасти УГ-42/19 показал мне жалобу и заявления, которые я передавал через представителя администрации, сказал, что они их не отправили и не отправят, сославшись на то, что у спецчасти нет денег на конверты".

Осужденные вынуждены подавать жалобы, минуя официально установленный порядок, в обход администрации колонии, с помощью осужденных, отбывших наказание, либо жалобы подают их родственники. Администрация отказывается сообщать осужденным информацию об отправлении жалобы, о результатах ее рассмотрения. Распространенными являются случаи наказания заключенных за их жалобы на неправомерные действия администрации. Почти в каждой жалобе сообщается о последствиях, которыми угрожают осужденным в связи с подачей жалобы, или о применении к ним наказания. В УГ-42/4 г. Котласа "требуют давать письменные объяснения по поводу поданных жалоб, начальство обещает сгноить в ШИЗО". Не имея возможности обратиться с заявлениями по поводу защиты своих прав, осужденные вынуждены привлекать к себе внимание представителей, контролирующих Уголовно-исполнительную систему, неправовыми способами: объявляют голодовку, вскрывают вены и переднюю стенку брюшной полости.

Среди условий, способствующих распространению практики жестокого, унижающего обращения и наличию многочисленных нарушений прав осужденных в местах заключения, особо выделяется пренебрежительное отношение к личности осужденного со стороны персонала следственных изоляторов и исправительных колоний. Свое пребывание в УГ-42/5 г. Коряжмы осужденные характеризуют так: "...они относятся к нам как к животным, мы здесь на положении рабов...". Подобная информация встречается в каждой жалобе.

Заявления о нарушении прав человека сотрудниками уголовно-исполнительной системы направляются Уполномоченным по правам человека в Архангельской области в органы, к компетенции которых относится принятие соответствующих мер реагирования. Исполнение ставится на контроль. Тем не менее добиться установления лиц, виновных в нарушении прав осужденных, и привлечения их к ответственности сложно. В ответах из Управления Федеральной службы исполнения наказания по Архангельской области и органов прокуратуры, осуществляющих надзор за соблюдением закона в местах лишения свободы, чаще всего сообщается, что факты, изложенные в заявлении, являются надуманными и не находят подтверждения. Удовлетворительных результатов удается достигнуть по жалобам на необоснованное этапирование либо на просьбу о переводе в другую колонию. В этих случаях компетентными органами принимаются положительные решения.

Несмотря на то, что факты, изложенные осужденными в жалобах, не подтвердились в ходе проверок, проведенных прокуратурами и УФСИН России по Архангельской области, и в возбуждении уголовных дел отказано ввиду отсутствия события преступления, руководствуясь статьей 23 Областного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Архангельской области" Уполномоченный считает необходимым обратиться к органам государственной власти Архангельской области, Министру Министерства Юстиции Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с целью привлечь внимание к проблемам осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях.

Надежда Ахраменко, Уполномоченный по правам человека в Архангельской области

Полная электронная версия доклада передана в Поморский корпункт "ПРАВДЫ.Ру"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить