"При его жизни подобное обвинение вообще не выдвигалось"

Президент Московской психотерапевтической академии Михаил Буянов в интервью корреспонденту "АиФ" Сергею Осипову высказал свое мнение по поводу участившихся в последнее время в СМИ спекуляций вокруг имени величайшего русского композитора, автора всемирно известных балетов "Лебединое озеро" и "Щелкунчик", оперы "Евгений Онегин", - Петра Ильича Чайковского.

То, что Чайковский придерживался «нетрадиционной ориентации» и, в довершение ко всему, покончил жизнь самоубийством, - не более чем "сплетни да слухи", предположения, не подкрепленные никакими реальными доказательствами .

Михаил Буянов: "...Необходимо сперва разобраться в личности Чайковского. К несчастью, он обладал, как говорят психиатры, психастеническим (тревожно-мнительным) характером. У таких людей имеется несколько доминирующих свойств. В первую очередь это постоянное самокопание в сочетании с самообвинениями. Они все время анализируют свои поступки, видят их в мрачном свете и склонны преувеличивать собственные недостатки, раздувая их до размеров порока. В многочисленных письмах Чайковского едва ли не на каждой странице можно встретить фразы типа «мои пороки», «моя порочная натура», «я мерзкий», «я гадкий» и т. д. Это постоянное самобичевание — не блажь. Это патология. Кроме того, есть у психастеников еще одна черта. Это ипохондрия — они ищут (и, как правило, находят) у себя всяческие несуществующие болезни и от этого любят «ходить по врачам». Вот и Чайковский часто обращался к медикам, причем не всегда хорошим. Но с психиатрами ему повезло: Чайковского консультировали даже звезды тогдашней психиатрии Иван Балинский и француз Теофиль Д.Аршамбо. По причинам врачебной этики они не оставили подробных воспоминаний о своем великом пациенте. Тем не менее даже сейчас кое-что восстановить можно. Они читали лекции студентам, вели дискуссии с коллегами. Все данные о состоянии здоровья Петра Ильича, которые я здесь привожу помимо его самоописаний, — из этих источников. Точно можно сказать, что в медицинских, в том числе психиатрических кругах никаких разговоров о гомосексуализме Чайковского не ходило. Более того: при его жизни подобное обвинение вообще не выдвигалось".

По словам Буянова, "слухи начали появляться только в начале ХХ в. Сперва их авторами были две сестры по фамилии Пургольд, одна из которых хотела выскочить за Чайковского, а вторая — за Мусоргского. Но композиторы их отвергли. В 80-х годах эмигрировавшая из СССР музыковед А. Орлова собрала и систематизировала эти сплетни и запустила их через американские СМИ. Старые и новые обвинения объединяет одно: они построены на предположениях, что неудивительно. Прямых-то доказательств нет!.. Да, Чайковский действительно вращался в «голубой» среде, но другой-то попросту не было! Династия Романовых вырождалась, как и вся верхушка общества..."

По поводу существующей гипотезы о том, что композитор будто бы покончил жизнь самоубийством, намеренно выпив воды с холерным вибрионом, Михаил Буянов также замечает, что ничего этого и в помине не было, это все слухи да сплетни:  "Среди психастеников практически не бывает самоубийц! У Чайковского, напротив, была танатофобия — навязчивый страх смерти. Он запрещал в своем присутствии даже произносить это слово. От холеры, кстати, умерла мать композитора. Умерла буквально в одночасье у него на глазах (Чайковскому было 14 лет)... Чтобы избавить от интоксикации, ее положили в теплую ванну, где она скончалась. Поэтому Чайковский, когда сам умирал от холеры, запретил делать с собой то же самое."

Как резюмирует президент Московской психотерапевтической академии, "Чайковский прожил всего 53 года, но за это время очень много написал. Он много гастролировал — объездил весь Старый и Новый Свет, всю Российскую империю. Говоря по-современному, Петр Ильич был трудоголиком. И мечтал он всю жизнь вовсе не о блондинках (и уж тем более не о блондинах), а о том, чтобы никто ему не мешал побыть в одиночестве с его любимым роялем" ( "Аргументы и Факты"  от 3.12.2003).

Возможно, мы еще вернемся к тому, как возникают и распространяются подобные мифические истории, и почему они так закрепляются в сознании людей... Пока же приводим вашему вниманию короткую новеллу на этот счет, присланную нашим зарубежным читателем в нашу редакцию.

Осенний Цветок, или Дар Рассуждения Вымысел

"...Бог знает, откуда он появился.  Видимо, кто-то нес его в церковь и обронил.  Словно ангел света среди грязи и слякоти, он взрывает унылую немоту промозглого октябрьского дня, раздвигает низкий небосвод, разсеивает леденящую морось сказочным переливом цвета и грацией своих лепестков.  Хризантема ли, астра ли ─ оба имени к месту.  Это дар небес. Я склоняюсь к земле и принимаю его с благодарностью.

Теперь, приняв дар, надо решать, что с ним делать дальше.  Вообще-то, лучше было бы подумать об этом заранее, чем стоять вот так, посреди двора, ни с того, ни с сего, без нужды, повода, причины и цели, с таким немыслимо прекрасным цветком в руке.  Медлить нельзя: цветок явственно начинает жечь мне руку.

Передать мой дар сестре Анне?  Нет, она еще молода для такого цветка.  Пускай подрастет годика три-четыре, узнает жизнь.  А пока незачем ее тревожить.  

Поворачиваю в сторону и вижу сестру Варвару.  Не для нее ли это цветок?  Очень даже возможно… ноза стеклами очков ─ темный жар антрацитного пламени, и шутки с ним плохи: смотрю в землю и не поднимаю глаз, пока не окажусь на уставном разстоянии.

А сестра Галина?  Она идет прямо сюда, четки в левой руке, ноты в правой.  Здесь мой цветок нашел бы себе пристанище, - если б я посмел нарушить молитвенный покров, невидимо несомый ангелом у нее над головою.

Что же, тогда вот мать Дорофея.  Похоже, тут комар носу не подточит ─ но нет!  ее только что назначили казначеей, и такой подарок будет иметь нежелательный привкус.  Вчера или завтра ─ пожалуйста, а сегодня воздержимся.

Кто же еще?  Мать Евлампия, лучше нее никого нет!  Бросаюсь к ней ─ и останавливаюсь в замешательстве.  Видите ли, она не так быстро соображает, как некоторые, и возьмись я сейчас объясняться с нею, кто, да что, и почему цветок, я наверняка опоздаю на ужин.

Кажется, цветок доведет меня до ручки.  Что делать?? В отчаянии оглядываюсь кругом, ─ и вот идет о. Яков.  Слава Богу!

─ О. Яков, посмотрите-ка.─ Какой красивый цветок…─ Это вам, в подарок.─ Правда, мне?  Ну, спасибо, спасибо!

О. Яков такой замечательный, добрый и простой.  Я так рад, что подарил ему цветок.

Вот, собственно, и вся история.  Да, чуть не забыл: когда услышите разговоры, что у нас тут содомитский разврат, будете знать, откуда они пошли."

Обсудить