Пока не началось. Бюджетники снова на площадях


Если помните, герой анекдота в ресторане торопился выпить и закусить "пока не началось". Началось, когда принесли счет. Российскому правительству счет пока не принесли. Однако министр труда и социального развития продолжает, мягко говоря, не совсем точно информировать общественность, утверждая, что у федерального бюджета нет задолженности перед бюджетниками. А бюджетники, часто не получавшие зарплат с лета, сегодня опять вышли на площади и улицы российских городов. Вопрос на засыпку — сколько такое может продолжаться?

Сегодня стартовала общероссийская трехдневная акция протеста с требованиями поднять жизненный уровень работников образования, медицины и культуры — то есть бюджетников. Как сообщают разнообразные профсоюзные организации, с 26-28 февраля почти в 70 регионах пройдут шествия, митинги, пикеты, рабочие собрания. Требования участников акции сводятся к повышению зарплаты в 1,5-2 раза, а не на треть, как планирует правительство, а также увеличению студенческих стипендий до 500 руб. Для существующего в России уровня инфляции такие прибавки просто пустяк. Инфляция съест их (если бы правительство выполнило требование бюджетников) еще до наступления лета.

По данным же профсоюзов, средняя зарплата учителей, медиков, работников культуры на конец прошлого года фактически не превышала в среднем по стране 3000 рублей. Однако и эти жалкие суммы люди видят не каждый месяц. Общая задолженность по зарплате бюджетникам превышает даже по официальным данным 2,5 млрд. рублей.

Власти Москвы запретили трудящимся проводить в столице манифестации, чего раньше не замечалось. Хотя все вполне понятно. Юрию Лужкову избираться в третий раз. Он, как известно, самый любимый российский мэр всех времен и народов, подлинный отец для всех жителей города. А наличие в столице толп москвичей, крайне недовольных своим уровнем жизни, такой имидж явно не украсит.

Однако дело даже не в регулярно накапливающихся долгах по зарплате. Бюджетников России пугает затеянная Минтрудом реформа системы оплаты труда. Несмотря на массу громких слов и цифровых доказательств выгодности новой системы оплаты для бюджетников, у трудящегося люда России и профсоюзных боссов хватает ума сообразить, что "возложение ответственности за финансирование оплаты труда бюджетников на субъекты России и органы местного самоуправления" приведет к настоящей катастрофе. Ведь если бюджетники федерального подчинения не видят зарплат по 2-3 месяца, то бюджетники региональные часто не видят их уже второй год. У региональных властей не хватает денег, чтобы расплатиться за электричество, газ и другие услуги ЖКХ. Вопрос о зарплатах учителям, врачам и библиотекарям во многих регионах не вставал со времен последних парламентских выборов — бюджетникам просто выплачивают остатки. Если они есть. А на нет, как известно, и суда нет.

Чиновники правительства год от года пытаются представить ситуацию так, что, мол, региональные власти просто тратят средства бюджетников не по назначению. При этом правительство в бюджете этого года предусмотрело перераспределение бюджетных доходов в пропорции 68% к 38 в свою пользу. И при этом губернаторы уже начинают роптать против такого "вымывания" средств.

Между тем, по данным Федерации независимых профсоюзов (ФНПР), только по явному недоразумению считающейся у нас главной выразительницей нужд и чаяний трудящихся, суммарная задолженность бюджетникам страны по заработной плате за 2002 год достигла суммы в 30,6 млрд. рублей. А в январе этого года ситуация еще более ухудшилась — за какой-то месяц набежало еще 2,647 млрд. Таким образом, общая задолженность уже превысила 33,222 млрд. руб.

По совершенно официальным данным Госкомстата РФ, задолженность по зарплате, вызванная недофинансированием из федерального бюджета в январе увеличилась на 9,7% и на 1 февраля составляла 567 млн. рублей. Снижение долгов федерального бюджета наблюдалось в социальной сфере — на 23,1%, а увеличение — в производственных отраслях — на 5,3%, и в отраслях, относящихся к категории "другие отрасли" - на 23,2%. Задолженность по зарплате, обусловленная недофинансированием из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, в январе возросла на 5,4% до 3,086 млрд. рублей. В производственных отраслях эти долги увеличились на 10,4%, в социальной сфере — на 4,9%, в других отраслях — на 1,9%.Задолженность же, обусловленная недостатком собственных средств предприятий за январь возросла на 2,438 млрд. рублей. То есть на 9%. Общая же ее сумма возросла до 29,569 млрд. рублей.

Понятно, что долги федерального бюджета в этом раскладе — минимальные. Однако перераспределение доходов от регионов в пользу центра, благодаря которому резко возросли долги местных бюджетов, это тоже, как ни крути, вина правительства. Потому что такой исход вполне можно было бы прогнозировать. Однако в правительстве, похоже, предпочли цинично закрыть на это глаза.

Что же происходит на самом деле? Придерживая деньги бюджетников, правительство пытается регулировать уровень инфляции в стране. Но это не главное. С их помощью правительство заделывает какие-то свои финансовые прорехи, то есть — скрыто себя этими деньгами кредитует. Что называется, "прокрутив" зарплаты бюджетников, правительство их со временем возвращает. То же самое проделывают с бюджетными деньгами региональные власти, а с зарплатами своих работников — частные работодатели. Можно смело утверждать, что эта схема прочно лежит в самой основе созданной в России экономической системы. Изыми из нее этот элемент, и она начнет давать серьезные сбои.


Поэтому совершенно неважно, что подсчеты Госкомстата разоблачают "невинную" ложь главы Минтруда, вешающего лапшу на уши членов правительства. Члены правительства все до единого, включая социального вице-премьера Валентину Матвиенко и премьера Касьянова, в курсе того, как обстоят дела. И, когда в очередной раз задолженность по зарплатам вновь начинает нарастать как снежный ком, предпочитают изображать в кабинете президента легкое недоуменное удивление. Мол, как же так вышло, мы же приняли все меры. Это все — для публики. Для отвода глаз. Раз задолженность растет, то это нужно правительству.

Александр Починок умудрился похвастаться перед правительством еще одним рекордом своего ведомства. Оказывается, за прошлый год забастовочная активность в стране таинственным и необъяснимым образом снизилась в 3,6 раза. И это притом, что задолженность по зарплатам растет, уровень жизни населения, соответственно, должен также понижаться. Количество россиян, живущих за чертой бедности, также не претерпело радикальных изменений. Почему же тогда эти люди не стучат половниками по кастрюлям, как это любят делать европейские и латиноамериканские бедняки, когда их щедрые (по нашим меркам) социальные пособия пытаются урезать на $10-20? Что, настоящих буйных мало, вот и нету вожаков? Или же людям уже все равно, и они просто смирились с тем, что так и закончат свои дни в нищете и голоде? Трудно предугадать, во что выльется сегодняшняя акция протеста, но вполне может оказаться, что Починок со своим хвастовством поспешил. Поперек батьки в пекло.

В 1998 году правительство также пыталось не замечать акций протеста, перекрытого Транссиба. Однако когда после экономисты подсчитали нанесенный "забастовочной активностью" экономический ущерб, то оказалось, что в принципе и его хватило бы для серьезного кризиса. Сейчас, за считанные дни до начала войны в Ираке, может оказаться, что и одной хорошо организованной волны забастовочной активности может хватить для начала серьезных экономических потрясений. Только вот кто от этого выиграет? Явно не российские бюджетники. И не остальной "пролетариат" новой экономической эры в России.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе