По следам Джека Потрошителя и его коллег

Иностранцы едут в Лондон, чтобы поглазеть на Биг Бен и покормить голубей на Трафальгарской площади. Местным жителям такое времяпрепровождение кажется банальным и пошлым

Англичане тоже любят путешествовать в сопровождении гида по своей столице, вот только интересуют их совсем другие достопримечательности, чем нас с вами. Маршруты двух экскурсий, о которых мы расскажем, пролегают по совершенно обычным, даже несколько унылым местам. Ни одного памятника архитектуры... Заслуживающие внимания объекты здесь отмечены не мемориальными досками, а... кровью. Празднично одетые лондонцы и провинциалы садятся, возбужденно щебеча, в автобус и отправляются в путешествие по местам самых кровавых и жутких преступлений.

По следам Джека Потрошителя

Если бы Джека Потрошителя ( Jack the Ripper ) в свое время поймали, насколько беднее была бы наша жизнь. Давно подмечено, что самые кошмарные серийные убийцы в реальной жизни оказываются скучными и никчемными людишками. Попадись Джек в руки полиции и правосудия, о его кровавых шалостях все позабыли бы сразу же после вынесения приговора. А так его овеянная тайной фигура уже более века будоражит воображение публики. Об уайтчепельском садисте снимают фильмы, о нем пишут книги, сыщики до сих пор не оставляют надежды вычислить, кем же он все-таки был по профессии. Подозреваемых за сто с лишним лет набралось несколько десятков — доктор, мясник (работал, похоже, профессионал), польский анархист, магистр черной магии, портовый грузчик, акушерка, сапожник, известный актер, брокер из Ливерпуля, личный врач королевы Виктории и даже наследный принц Эдди , известный распутник. Вот далеко не полный предполагаемый перечень.

Согласно последним исследованиям, одним из наиболее вероятных претендентов на высокое звание Джека Потрошителя является некий Джеймс Келли. Через три недели после свадьбы он затолкал свою жену в спальню и перепилил ей горло перочинным ножичком. На то у него были веские причины. Во-первых, он где-то подцепил венерическую болезнь и само собой заподозрил жену. Во-вторых, новобрачная показалась ему слишком опытной в постели, и он решил, что до знакомства с ним она занималась проституцией, а в-третьих, у него часто болела голова, и он не слишком хорошо в такие моменты соображал. Суд посчитал Келли сумасшедшим и упек его в психиатрическую лечебницу, неприступное здание которой — отправной пункт экскурсии. Даже если Потрошителем был кто-то другой, ско-рее всего он имел некото-рое отношение к этому мрачному учреждению.

Джеймс Келли показал себя примерным и тихим психом. Ему отвели отдельную палату и разрешили играть на скрипке. Вдвоем с соседом он изготовил из случайно найденных металлических пластинок ключи для выходящей в сад двери и в один прекрасный день 1883 года удрал из клиники. С тех пор и почти до конца жизни он находился в бегах. Скотланд-Ярд следил за всеми его передвижениями (Лондон, Ливерпуль, Франция, Америка, снова Лондон), но поймать так и не сумел. В 1927 году у ворот лечебницы появился седой согбенный старик, который, представившись Джеймсом Келли, умолял забрать его обратно. Это было единственное место на земле, где о нем кто-то когда-то заботился. Здесь он вскоре и умер, так что туристы могут предаться философским размышлениям над его печальной могилой.

Отчего подозрения современных криминалистов пали именно на Джеймса Келли? Прежде всего потому, что у того были веские причины ненавидеть женщин. Он всплыл в лондонском Ист-Энде в том самом 1988 году, когда Потрошитель кромсал там свои несчастные жертвы. Его современный психологический портрет идеально совпадает с поведением Джека, а папка с его делом находится под замком в министерстве внутренних дел до 2030 года. И наконец, первой жертвой Джека Потрошителя стала женщина по фамилии Келли.

Место ее гибели в Ист-Энде (лондонском районе бедноты) в конце прошлого века представляло собой воистину колоритное зрелище. Если бы в те времена снимали фильмы ужасов, лучшей декорации найти было бы трудно. Жмущиеся друг к другу домики, узкие вонючие улочки, нечистоты, привольно струящиеся в сточных канавах, вши и крысы как любимые домашние животные, инцест как норма жизни...

Elizabeth Stride Как мы знаем, Джек Потрошитель охотился исключительно на проституток. Причем на самых грязных, убогих и отвратительных — из тех, что готовы на все "за стакан портвейна" (с учетом английской специфики — за пинту эля). Наиболее известной его жертвой стала некая Энн Чэпман. Почему? Может, потому, что в своих сорок семь эта миниатюрная женщина сумела сохранить приличную фигуру и былую привлекательность — голубые глаза не разучились сиять, да и зубы кое-какие во рту еще остались. А возможно, просто потому, что именно после ее жуткого убийства (Энни стала второй на кровавом пути Джека) в Ист-Энде по требованию общественности установили первые фонари... Тело Энни Чэпман нашли ранним утром 8 сентября на заднем дворе дома № 29 по Хенбери-стрит. Голова ее была практически отделена от тела, а все, что находи-лось ниже пояса, садист превратил в сплошное кро-вавое месиво. Осматривавший труп патологоанатом утверждал, что для нанесения ранений убийце пришлось "трудиться" никак не меньше пятнадцати минут — при условии, что жертва вообще не сопротивлялась.

В свое время Энни была замужем за кучером, от которого родила троих детей. Однако одна девочка умерла совсем маленькой, а долгожданный мальчик появился на свет с врожденной инвалидностью. Мало-помалу Энни начала искать утешения на дне бутылки с виски. Не в силах больше терпеть ее беспробудного пьянства, муж бросил ее, и 45-летняя женщина отправилась на панель. Вонючий матрас в ночлежке она делила со всяким, кто мог это койко-место оплатить. Своих клиентов Энни часто водила тем самым задним проходным двором на Хенбери-стрит, где она и встретила свой ужасный конец.

Судьбы остальных жертв Потрошителя почти дословно повторяют биографию несчастной миссис Чэпман. Полли Николс, ставшая у Джека третьей, в свободное от занятий проституцией время, как и Энни, продавала иголки, булавки, спички и антикомариные сетки собственного изготовления. Она пила весь день напролет — в том числе и в последний день своей жизни. В два часа ночи ее вытолкали из ночлежки, и через полчаса случайные прохожие видели, как Полли, пошатываясь, ковыляет по Уайтчепел-роуд. А вот здесь, за углом, через каких-нибудь несколько минут ее убили. Когда полиция прибыла на место, труп был еще теплым.

Джек Потрошитель был ненасытен и крайне трудолюбив. 30 сентября по крайней мере он поработал на славу. Ровно в полночь замочил в Церковном проезде Элизабет Страйд, а через несколько минут уже вовсю развлекался в квартале отсюда с Кэтрин Эддоуз. За что кровавый маньяк мстил несчастным женщинам, мы, видимо, так никогда и не узнаем. Да и мстил ли? Когда б не мучения, собственная гибель могла явиться для них самым светлым событием в жизни. Вокруг тела Кэтрин распростертого в луже крови прямо посреди переулка валялось все ее имущество — два носовых платка, пара чулок, какие-то невразумительные лоскутки, полосочка кружев, две жестянки — с чаем и сахаром, чайная ложка, ржавый ножик, пустой спичечный коробок и моток веревки.

Скорее всего именно ее кровью убийца пытался написать свое знаменитое письмо в Центральное агентство новостей. "Вы еще услышите обо мне и моих милых шалостях. Я набрал немного настоящей красной жидкости в пивную бутылку во время последнего дела, но она стала густой, словно клей, и я не смог ею писать Ничего, полагаю, что сойдут и красные чернила. Ха-ха." Внизу стояла подпись — Джек Потрошитель.

Похороны никчемной шлюшки состоялись на Уайтчепельском кладбище. Тысячи людей заполнили ведущую к кладбищу Хай-стрит. Многие рыдали в голос. Их похоже, привела сюда искренняя скорбь, а не праздное любопытство. Кладбище — последний пункт веселенькой экскурсии "по Джековым местам". Усталые, но довольные туристы разъезжаются по домам переваривать полученную за день информацию.

Продолжение следует

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *