В Россию ввезли огромные деньги – на покупку «Юганскнефтегаза»?

Вчера Банк России опубликовал данные по чистому ввозу капитала в Россию. Общие итоги неутешительны — в 2004 году из страны утекло за рубеж $7,8 млрд., что более чем в 4 раза выше уровня 2003 года.

Объяснять это можно разными причинами. Либералы-рыночники, естественно, настаивают на том, что "дело ЮКОСа", непрозрачные аукционы и административный прессинг на бизнес негативно воспринимается западными инвесторами. С ними можно поспорить: ведущие мировые рейтинговые агентства, которые трудно заподозрить в лояльности политике Кремля, повышали инвестиционный рейтинг России в прошлом году. Скорее всего, речь идет о вялотекущей панике среди русскоязычной олигархии, которая традиционно выражается в переводе активов за рубеж.

Факт остается фактом — если бы не удивительные итоги четвертого квартала 2004 года, то Россия по оттоку капиталов за рубеж вернулась бы к уровню рубежа столетий, когда капиталы бежали за границу десятками миллиардов долларов в год.

Но в показателях четвертого квартала 2004 года и может крыться самая большая интрига отчета ЦБ. Вместо притока $2 млрд., которые оптимистично прогнозировал Кудрин, в Россию пришло... $10,3 млрд.! Мало того, что столько за квартал в Россию ни разу не ввозилось за последние 4 года. Ситуация выглядит еще гротескнее на фоне показателей остальных трех кварталов года, в течение которых деньги только убегали. Так, в первом квартале отток составил $4 млрд., во втором $6.2 млрд., в третьем $8 млрд. Неожиданные $10,3 млрд. насторожили экспертов.

Источники, опрошенные газетой "Бизнес" предположили, что в отчетности ЦБ скрыт кредит иностранных банков на покупку "Юганскнефтегаза". Напомним, что оплаты "Юганскнефтегаз" был куплен на аукционе за $9,35 млрд., которые нужно внести до 18 января этого года. Учитывая важность сделки, государство или другие заинтересованные лица могли осуществить одним им ведомым способом непрозрачную сделку по выдаче кредита. Напомним, что, согласно решению Хьюстонского суда, американские активы банков, замеченных в кредитовании "нечестивых" покупателей "Юганскнефтегаза" могли быть заморожены. Как известно, свои активы в США имел почти каждый банк, входивший в конгломерат по предоставлению кредита на покупку "Юганска".

С другой стороны, ряд аналитиков отмечает, что могут существовать другие причины столь существенному притоку капитала в четвертом квартале. В частности, в октябре ЛУКОЙЛ привел у синдиката зарубежных банков кредит на сумму $750 млн. Есть вероятность того, что менеджмент ММК занял за рубежом порядка $700-800 для участия в аукционе по продаже госпакета акций Магнитки и сопутствовавшей консолидации активов предприятия (незадолго до аукциона компании, которые могли быть близкими к ММК, выкупили у основного его конкурента — Стальной Группы "Мечел" - долю акций Магнитки за $780 млн. плюс $90 млн. отступных).

Второе, на что указывают аналитики, так это на значительный объем средств, привлеченных отечественными компаниями на внешних рынках. По имеющимся данным, 15 корпораций и 10 кредитных организаций выпустили евробонды на общую сумму около $10 млрд. Есть все основания предполагать, что немалая их часть пришлась на конец года.

Однако версию с "теневым" привлечением средств на "Юганскнефтегаз" рано отметать. Во-первых, данные ЦБ еще будут уточняться. Во-вторых — ну где-то же придется "Роснефти" находить $9,35 млрд на "Юганскнефтегаз"!