Трансвааль: ложь, длиною в год

Ровно год назад, 14 февраля, в "день всех влюбленных", обрушились своды одного из крупнейших аквапарков столицы — " Трансвааль-парка " в Ясенево. В результате обрушения кровли в "Трансвааль-парке" погибли 28 человек, более 100 получили ранения. Многие остались калеками на всю жизнь.

Расследование причин трагедии продолжается уже год. На днях прокуратура Москвы продлила до 14 июня следствие по делу об обрушении купола аквапарка "Трансвааль-парк". Но до сих пор в деле нет ни обвиняемых, ни подозреваемых. Официально не озвучена причина разрушения комплекса.

"Трансвааль-парк" был первым аквапарком в Москве. Он был излюбленным местом отдыха жителей и гостей столицы. Кроме собственно аквапарка, большой популярностью пользовался располагавшийся там же ночной клуб. Так было до 19 часов 15 минут и 43 секунд 14 февраля, когда крыша "Трансвааля" рухнула на головы своих посетителей.

О версии "теракт" заговорили сразу же. Москвичи еще не успели отойти от кошмарного теракта в тоннеле метро между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая", который произошел менее чем за неделю до "Трансвааля" и сопровождался многочисленными жертвами. Подогревало слухи и то, что за день до "Трансвааля" в Катаре был уничтожен известный чеченский сепаратист Зелимхан Яндарбиев. Согласно одной из версий, теракт можно было бы связать с местью чеченцев.

Чуть ли не единственным вещественным доказательством, продемонстрированным широкой общественности, стала видеозапись с камеры наблюдения, располагавшейся внутри комплекса. На ней был запечатлен момент разрушения одной из несущих колонн, поддерживающих крышу комплекса. После этого остальные колонны, не выдержав веса крыши, сложились, как костяшки домино — все заняло несколько секунд.

На видеопленке многие заметили странное облако, разлетающееся из колонны, которая рухнула первой. Вот как это описывает архитектор Нодар Канчели, который проектировал купол колонны и одним из первых ознакомился с записью. "В какой-то момент, на седьмой колонне от края, на высоте примерно полутора метров появился такой резкий взрывоподобный по скорости распространения, выброс, — рассказал архитектор в интервью одному из информагентств. — Я не могу говорить что это — пыль, взрывные газы, я не знаю. Он (выброс пыли — прим. ред.) имел длину метров от четырех до шести".

По свидетельству архитектора, при осмотре места трагедии оказалось, что практически все упавшие колонны при падении были деформированы при падении на бортик бассейна. Лишь у одной (скорее всего "роковой" седьмой колонны) перелом находился в другом месте. Как отмечал Канчели, дальнейшее расследование было затруднено, так как на следующий же день все колонны вывезли с места трагедии и свалили неподалеку, повредив их оболочки при транспортировке.

Впоследствии, представители турецкой компании, осуществлявшей строительство, рассказали, что через одну колонну шла водосливная труба, которая наверху имела подогреваемую воронку. По их словам, с доступом на крышу не было никаких проблем, а взрывное устройство можно было попросту спустить в водосток по веревке.

Вероятность совершения теракта на территории "Трансвааля" была высока, отмечают многие эксперты. За полгода до трагических событий, 17 августа 2003 года, рядом с аквапарком был обнаружен пакет, в котором находилось 20 тротиловых шашек без детонаторов. "Хозяина" пакета так и не нашли. Как сообщил одному из изданий сразу же после трагедии Сергей Киселев, возглавлявший компанию-подрядчик по сооружению кровли аквапарка, 27 декабря 2003 года он получил предписание из ФСБ о, возможно, готовящемся теракте. В аквапарке сразу же были приняты повышенные меры безопасности, которые, впрочем,продержались лишь до середины января.

Не "вдохновили" следствие и рассказы о полумифических "лицах кавказской национальности", которых то ли охрана, то ли милиция еще задолго до трагедии якобы снимала с купола "Трансвааль-парка".

Достойна внимания информация, которую в минувшую пятницу озвучила газета "Известия". Согласно данным издания, в прокуратуру могло поступить заключение взрывотехника, чья фамилия сейчас засекречена. В этом заключении вывод один — "очевидный теракт". Как сообщает газета, это заключение поступало и в городскую комиссию, но его там просто не стали рассматривать.

Среди предполагаемых причин трагедии, на которых сконцентрировало свою работу следствие, называются следующие: ошибки проектирования, ошибки при строительстве, нарушение режима эксплуатации, наконец, неправильная сборка и монтаж конструкций. Естественно, и архитекторы, и строители отрицают свою вину.

У всех компаний-подрядчиков, привлекавшихся к строительству аквапарка, был опыт подобных работ. По их словам, прочность купола и несущих конструкций была рассчитана минимум на 10 лет до первого ремонта.

Впрочем, эксперты не исключают и версию неудачного стечения множества факторов. В инженерном деле существует теория катастроф. Согласно теории, если ряд параметров системы не соответствует норме, это приводит не к плавному ухудшению, а к моментальной катастрофе. Могли ли это относится к строительству "Трансвааль-Парка"? Вопреки мнению тех, кто его строил, все же не стоит забывать, что этот сложный объект сдавался "к празднику".

Как бы то ни было, власти, с упорством, достойным лучшего применения, отвергают возможность теракта, остановившись только на "инженерных" версиях. Как отмечают многие издания, версия о теракте может быть не выгодна реальным владельцам "Трансвааля", к которым разные источники относят компанию "Интеко", которую возглавляет Елена Батурина, жена московского мэра Юрия Лужкова. Здание развлекательного комплекса застраховано на всевозможные случаи, кроме теракта.

Разумеется, версия о теракте невыгодна и властям — стоит только вспомнить, как поначалу отвергался террористический след в двойной авиакатастрофе в августе этого года. Если версия о теракте все же подтвердится (что кажется сегодня практически невозможным), то пострадавшие будут вынуждены направлять свои иски московским или федеральным структурам по схеме, опробованной жертвами "Норд-Оста".

От неопределенности и откровенного затягивания следствия страдают в первую очередь пострадавшие во время трагедии люди, в том числе и те, кто потерял своих родственников. Раз виновный пока не назван, то и не к кому предъявлять претензии.

В минувшую пятницу Дмитрий Денисов и Тамара Папиташвили, пострадавшие при обрушении кровли в "Трансвааль-парке" подали иски в Замоскворецкий суд столицы. Они оба потеряли своих родственников, а Тамара к тому же осталась без обеих ног. Однако им не удается добиться материальной компенсации, так как пока идет следствие, все медицинские документы, которые подтверждают нанесенный им ущерб, находятся в прокуратуре. Истцы, по словам их адвоката Игоря Трунова, считают, что следователи намеренно затягивают расследование.

Как уже было сказано, следствие по делу продлено до 14 июня. Но никто не дает гарантии, что через 5 месяцев мы узнаем правду о той страшной трагедии. Очевидно, что оттягивая завершение расследования, государство будет множить иски в свой адрес со стороны пострадавших. Выжившие жертвы "Трансвааля" не скоро смогут забыть боль утрат, и государство должно сделать все, чтобы помочь им.

Читайте также:
Что за бомба взорвалась под "Трансвааль-парком"?

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *