Инфляцию в России остановит только падение доллара

Руководитель Федеральной службы по фондовым рынкам ( ФСФР ) Олег Вьюгин считает, что высокие темпы инфляции в России вызваны упорными попытками Центрального банка сдержать рост рубля по отношению к мировым валютам. По мнению Вьюгина, ЦБ сегодня "покупает слишком много валюты и выпускает слишком много денег". Другой причиной высокой инфляции глава ФСФР назвал высокие цены производителей базовых ресурсов. Об этом он сообщил в прямом эфире радиостанции "Маяк".

В частности, Вьюгин отметил, что сегодня ЦБ удерживает тот курс национальной валюты, который ниже реального курса. "Действия ЦБ привели к тому, что в 2004 году реальный курс рубля вырос не более чем на 5%", чем взвинтили инфляцию до 11,7%, сказал глава ФСФР. При этом производители, по словам Вьюгина, увеличили в 2004 году цены на 30%, за счет чего инфляция и выросла, поэтому в политике ЦБ Вьюгин не видит смысла. "Можно сказать, что государство само делает инфляцию", — сказал глава ФСФР.

Эта идея не нова и вызывает множество споров в экспертной среде. Суть в том, что при слабом рубле, заниженном по сравнению с мировыми валютами, отечественная промышленность получает конкурентные преимущества на зарубежных рынках за счет более дешевых товаров. Занижение курса национальной валюты называют "китайской моделью", с помощью которой (в числе прочих факторов) Поднебесная обеспечила торговый прорыв, завалив весь мир своим дешевым ширпотребом. По мнению аналитиков, курс официальный юаня занижен на 15-40% от расчетного.

Противники слабого рубля считают, что для России "китайский путь" неприемлем, так как российский экспорт относит ярко выраженный сырьевой характер. А министр экономического развития и торговли Герман Греф считает, что Россия уже исчерпала резервы конкурентоспособности за счет слабого рубля.

У "теории сильного рубля" есть свои доводы. В частности, они отмечают, что рубль по его реально высокой цене (или даже немного завышенной по отношению к мировым валютам) позволит российским предприятиям дешевле закупать новое оборудование для модернизации производства. При этом вопрос с перспективами российского экспорта остается открытым.

Неудивительно, что мнения экспертов по поводу заявления Вьюгина разделились. Данила Левченко из банка "Зенит" в интервью с изданием "Газета.ру" согласился с Вьюгиным в его оценке политики ЦБ. Он считает издержками "общественного мнения" то убеждение, что укрепление рубля обязательно похоронит российского производителя. Как заявил аналитик "Газете.Ru", чтобы инфляция удержалась близко к 10%, ЦБ должен серьезно задействовать инструмент укрепления рубля — вплоть до 26 рублей за доллар в номинальном выражении

Точку зрения Олега Вьюгина разделяет директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков, который в качестве долгосрочной причины ускорения инфляции также называет курсовую политику ЦБ, не позволяющего доллару упасть.
Он отметил в интервью "Газете.ру", что обычно высокая инфляция связана с дефицитом бюджета, а в России бюджет стабильно профицитный последние четыре года. Действия Центробанка — единственно серьезная причина для удержания инфляции на высоком уровне, полагает эксперт.

В свою очередь, идеям Олегам Вьюгина оппонирует научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. "Если сейчас курс доллара перестать поддерживать, то он упадет не до 25 руб., а где-нибудь до 20 руб. за доллар, — сказал Делягин "Новым известиям". — И это крайне затруднит существование всех российских производств, кроме экспортеров сырья". "Этот процесс уничтожит около трети российской экономики", — уверен экономист. Хотя дорогой рубль, считает Михаил Делягин, и повысит на первых порах покупательскую способность граждан, укрепление национальной валюты откроет широкую дорогу импорту. Как и в середине 90-х годов, поток иностранных товаров просто-напросто сметет многие компании, а то и целые отрасли.

Напомним, рядом экспертов предлагалось установить заниженный курс рубля. В частности, такую крайнюю меру предлагали авторы доклада " Инвестиционный климат и девальвация рубля " - вице-президент Общества финансовых аналитиков и прогнозистов при ИМЭМО РАН С.Л. Морозов и руководитель Межведомственной комиссии ЭКС при Председателе Счетной Палаты РФ по проведению комплексных экспертиз государственных целевых программ П.В. Забелин. По их мнению, при сильном рублей каптал уходит из страны. Капитал начнет притекать в страну, если рубль будет падать в цене, то есть официальный фактический курс Банка России установится выше реального курса, уверены авторы доклада. По их мнению, надо заботиться о росте собственного экспорта, о собственном производителе. Авторы доклада предлагали установить для доллара официальный фактический курс 48-50 рублей. "Это был бы первый реальный шаг к полной конвертации рубля", — отмечалось в докладе.

Впрочем, Центробанк остается верен только своим планам. Заместитель председателя ЦБ Алексей Улюкаев на Лондонском экономическом форуме уже заявил, что Центробанк пойдет на укрепление рубля вплоть до 27 рублей за доллар к концу года (на 8%), если это потребуется для обуздания инфляции.

У монетарных властей страны выбор невелик. Они должны обеспечить снижение инфляции в стране до 8,5%, что уже представляется невыполнимой задачей. Уже сейчас очевидно, что в этом году в экономику будет вброшено как минимум 300 миллиардов дополнительных рублей из Стабфонда на ликвидацию негативных последствий недавних социальных реформ — пенсионной реформы и "монетизации" льгот. Укрепление рубля видится чиновникам ЦБ чуть ли не единственной мерой по сдерживанию роста цен.

Однако аналитики скептически оценивают результативность этого шага. По подсчетам Евгения Гавриленкова из ИК "Тройка Диалог", для снижения инфляции на 1% нужно укрепить рубль на 10%. Так что резкое снижение инфляции — с 11,7% до 8,5% требует более чем значительного укрепления рубля. При этом Гавриленков соглашается, что у ЦБ сейчас нет выбора — он вынужден скупать обрушившуюся на страну огромную валютную выручку (часть которой стерилизует Стабфонд ) и печатать рубли.

Отдел экономики