Последствия «дела ЮКОСа»: все лучше, чем кажется

Приговор бывшему главе НК " ЮКОС " Михаилу Ходорковскому и его сообщникам еще не вынесен, но так называемые либеральные СМИ и эксперты уже начинают поднимать истерику по поводу ущерба, который якобы нанесет обвинительный вердикт "узникам совести" из ЮКОСа.

Некоторые опасаются, что, если приговор окажется слишком жестким, за ним последуют новые "раскулачивания" и переделы собственности. А это в свою очередь может заставить даже самых аполитичных бизнесменов заняться "общественной деятельностью" - особенно ближе к 2007 году, пишет "RBC Daily". Кроме того, продолжение "крестового похода" против крупных компаний (например, против "АЛРОСы") якобы спровоцирует политическую нестабильность в регионах.

Пророчат и бегство капиталов, и уход западных инвесторов, и многие прочие беды, которые, по мнению паникеров, обрушатся на Россию, если Ходорковский и часть его команды прочно сядет в тюрьму.

Один из таких "пророков", советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов , не устает в интервью российским и западным изданиям предрекать катастрофические последствия дела "ЮКОСа" не только для самой компании, но и для всей страны. Ситуация с ЮКОСом, говорил Илларионов, "наносит самый большой ущерб политическому имиджу России", "ухудшает инвестиционный климат".

Эти забитые клише на удивление легко перевариваются обществом, даже несмотря на то, что три ведущих мировых экономических агентства — Fitch, Standart&Poor и Moody's одно за другим подняли в прошлом году инвестиционный рейтинг России — важнейший показатель стабильности и предсказуемости государства. Трудно обвинить эти уважаемые институты в доброжелательном отношении к России. К тому же, как отмечают российские эксперты, приток инвестиций в Россию в 2004 году значительно увеличился.

Однако факт остается фактом — "дело "ЮКОСа" за рубежом осталось бы практически незамеченным, если бы некоторые деятели не трубили бы об этом на весь мир. В США одновременно подвергаются судебным преследованиям более 600 крупнейших компаний, и никто из их топ-менеджеров не причисляется к узникам совести. И с "инвестиционной привлекательностью" у США получше, чем у России будет.

Внутри России все тоже не так плохо, как может показаться неискушенному слушателю речей юкосовцев и их защитников.

Во-первых, не стоит забывать, что поступления в федеральный бюджет РФ дополнительно начисленных налогов и сборов от нефтяной компании "ЮКОС" в первом квартале 2005 обеспечили около 20% всех бюджетных доходов за этот период.

Конечно, этот факт сам по себе назвать большим достижением может лишь большой поклонник черного юмора.

Но эффект "дела ЮКОСа" в бизнес-среде трудно переоценить. Напомним, что практически вся современная деловая элита России формировалась в мутной воде 90-х годов, когда гигантские состояния делались практически на ровном месте, причем зачастую не вполне законными методами.

Шальное время постепенно уходило, а "методы" оставались. Справедливо звучали в начале "дела ЮКОСа" замечания по поводу коллег опальной компании: мол, они тоже не выполняли инвестиционные условия по приватизационным сделкам, а уходили от налогов так, что весь мир удивлялся беспечности российских налоговиков.

Но после последовательного разгрома "империи Ходорковского", крупный бизнес изменил свое отношение к своим налоговым обязанностям.

Например, уже в первом квартале 2004 года МНС зафиксировало десятикратный рост собираемости по налогу на добычу полезных ископаемых ( НДПИ ). Одной только благоприятной конъюнктурой на нефтяном рынке такой рост нельзя объяснить, особенно если учесть, что в те дни "дело ЮКОСа" как раз набирало обороты. Эксперты предположили, что просто нефтяники и газодобытчики решили отказаться от схем оптимизации налогов, опасаясь повторить судьбу ЮКОСа. И эксперты оказались правы.

Вероятно, первым сигналом изменений в российском бизнесе, стал уход крупных нефтяных компаний от схем минимизации налогов с помощью закрытых административных территориальных образований (ЗАТО, так называемые внутренние оффшоры), имеющих налоговые льготы.

Причем некоторые из них поспешили добровольно компенсировать государству утаенные средства. Так, например, поступил "ЛУКОЙЛ". После того как правительство РФ запретило использовать экономическую зону Байконур для уменьшения налогов и начало оспаривать законность использованных этих схем, в 2003 году НК " ЛУКОЙЛ " добровольно доплатила в бюджет более $103 млн.

По данным Счетной Палаты, в период 2003-2004 годов из схем с использованием ЗАТО в Мордовии, Калмыкии и Байконуре вышли, кроме "ЛУКОЙЛа", и другие компании, в частности Сибнефть .

Ранее уводимые таким образом налоги пошли в региональные бюджеты, причем нефтяники до сих пор не перестают удивлять администрации губерний в разы растущими налоговыми отчислениями. Показательны слова первого заместителя председателя правительства Свердловской области Владимира Молчанова, который, комментируя двукратное увеличение налоговых платежей "ЛУКОЙЛа" в местный бюджет, сказал: "Вы сами можете понять, что за деньги попадут в областную казну. Думаю, что пример с ЮКОСом заставил многих лишний раз задуматься о схеме оптимизации налогов и платить их по полной", — заявил вице-премьер.

В свою очередь, ТНК-ВР зарегистрировала в России структуру "ТНК-ВР Холдинг", которая станет центром прибыли для всех ее "дочек" (это значит, что деньги не будут уходить в оффшоры). Кроме того, компания также заявила о своем отказе от схем налоговой оптимизации.

Не только нефтяники демонстрируют чудеса щедрости. От трансфертных схем отказались "Русский алюминий" и Сибирская энергетическая угольная компания.

Символично, но накануне оглашения приговора Ходорковскому Сибнефть и "ЛУКОЙЛ" сделали очередной шаг к прозрачности и ликвидации хитрых схем ухода от налогов. "ЛУКОЙЛ" выставила на продажу свою дочернюю лизинговую компанию "ЛК Лизинг". Эксперты считают, что "ЛУКОЙЛ" идет на это сознательно — чтобы продемонстрировать рынку, что он не использует даже законные возможности минимизации налогообложения, которые дает лизинг.

Богатую пищу для ума дала экспертам свежая налоговая отчетность Сибнефти. Согласно ее финансовому отчету за прошлый год, чистая прибыль компании за прошлый год увеличилась в 15 раз (!) по сравнению с 2003 годом. Эксперты сделали из этого вывод — Сибнефть в прошлом году могла заплатить налог на прибыль по рекордной для российских нефтяников ставке — 27,5%. А ведь еще в 2000-2003 гг. "Сибнефть" платила налог на прибыль по ставке 10-14%, напоминает газета "Ведомости".

Процесс пошел? Возможно. В любом случае, уже сейчас очевидно, что налоговые платежи крупных российских финансово-промышленных групп увеличились в разы. Во многом именно благодаря этому государство может сейчас позволить себе существенные траты на социальную поддержку населения и "на лету" сглаживать последствия неудачных социальных реформ.

Насколько опасна политическая сторона "дела ЮКОСа"? Опасность во многом создана деятельностью самой компании и ее владельцев. Нельзя сбрасывать со счетов огромную пропагандистскую работу, проделанную ими по дискредитации имиджа России за рубежом и руководства страны среди ее собственных граждан. Но это другая история.

Отдел экономики

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *