Реконструкция датского кино

22 мая на телеканале "Культура" - премьера нашумевшего фильма молодого датского режиссера Кристофера Боэ "Реконструкция". Надо признать, что маленькая страна Дания не перестает удивлять поклонников киноискусства! За последнее десятилетие датскими кинематографистами создана целая школа, известная во всем мире как "Догма", адептами которой стали многие режиссеры не только Европы, но и Голливуда. Но в Датском королевстве, как известно, "не все спокойно". В 2003 году молодой режиссер-дебютант Кристофер Боэ совершает маленькую революцию, а точнее "реконструкцию" в датском кинематографе, бросая вызов "догматикам"! Это была настоящая победа: приз за лучший дебют Каннского фестиваля "Золотая камера"!

На дежурный вопрос всех журналистов об отношении к "Догме-95 " Кристофер Боэ отвечает весьма лаконично: "Я ее ненавижу!" Еще во времена студенчества в Датской национальной киношколе он собрал вокруг себя единомышленников и основал союз "Херр Боэ и компания" с собственным сводом законов. Основной пункт платформы — борьба за "идеальный кадр"! Это был манифест контргруппировки, первая атака на противников декораций и монтажа, снимающих свои фильмы ручной камерой, представителей "Догмы" и ее идеолога Ларса фон Триера. В этой борьбе и родилась картина "Реконструкция", необычайно грациозная, живописная история любви, каждый кадр которой трепетно отредактирован автором. Насколько идеально — судите сами!

Итак, кадр первый. Фокусник в метро на фоне голой стены удерживает пассами свободно парящую в воздухе дымящуюся сигарету. "То, что вы увидите — это всего лишь фильм, конструкция. Но и он может ранить", — предупреждает голос за кадром. Так начинается рассказ о любви, вернее сказать, исследование. История самая, казалось бы, обыкновенная: двое — он и она — случайно встречаются в Копенгагене, проводят вместе восхитительную ночь и затем отчаянно пытаются освободиться от рутины будней, рискуя всем ради возможности быть вместе. Что это — еще один ремейк "Мужчины и женщины" Клода Лелуша?

Дело в том, что кино не совсем про это, потому что главное в нем — не сама история, а то, как она рассказана. Кристофер Боэ совершает невероятную операцию: он вступает в прямой контакт со зрителями, обращаясь к ним с экрана голосом за кадром. В течение всего фильма автор ведет непрерывный диалог со зрительным залом, таким образом, приглашая его к сотворчеству. При этом он постоянно напоминает, что его фильм — всего лишь конструкция, и все мы просто собираем "карточный домик". Эта картина воспроизводит на экране сам способ создания истории, раскрывает анатомию творчества, сознательно обнажает его приемы. Каждый поступок, каждое движение и даже намерение героев предугадывается и комментируется режиссером. А зрители в этом активно участвуют. И где здесь реальность, а где плод фантазии персонажей, писателя, их придумавшего, или зрителей, ему помогавших, не понятно...

"Это был всего лишь фильм, конструкция. Но, согласитесь, она ранила вас", — звучит в финале. Парадоксально, но автор прав. И этому нет объяснения, потому что слишком уж откровенно кадр за кадром все дружно сочиняли эту историю, договорившись обо всем заранее. Но нельзя забывать о том, что предметом этого кинематографического исследования, все же была Любовь, ради которой и была возведена вся эта сложнейшая конструкция из "идеальных кадров".

Редакция отдела культуры "Правды.Ру"

Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *