Российская экспедиция отправилась на поиски союзного конвоя PQ-17

медаль участника полярных конвоев Едва умолкли салютные залпы в честь 60-летия Победы, как календарь памятных событий Великой Отечественной заставил вспомнить еще об одном юбилее. 20 мая 1945 года в Мурманск, а двумя днями позже — в Архангельск прибыли суда последнего союзного конвоя JW-67, ознаменовав завершение великой морской эпопеи, ставшей важной вехой плодотворного сотрудничества стран-участников антигитлеровской коалиции. В юбилейный год Петербургская региональная общественная организация "Полярный конвой", объединяющая ветеранов — участников войны на Севере, стала инициатором очередной экспедиции к месту гибели судов печально известного

Поход, начало которого запланировано на 1 июля, станет логическим продолжением международной экспедиции 2003 года к берегам Новой Земли. Тогда, с помощью установленной на борту гидрографического судна Северного флота "Сенеж" современной аппаратуры, военные гидрографы и специалисты всероссийского научно-исследовательского института геологии имени А.П. Карпинского (ВСЕГЕИ) смогли уточнить местоположение двух из четырех погибших в этом районе судов: "OLOPANA" и "ALCOA RANGER". Глубины в районах их гибели составили соответственно 94 м. и 132 м. На экране локатора отчетливо наблюдался силуэт судна и даже несколько танков, выпавших с палубы. Обычно судно, пролежавшее на дне несколько десятков лет, полностью или частично заносит донными осадками, поэтому для его обнаружения приходится применять магнитную съемку. В частности, к ней пришлось прибегать при поиске британского крейсера "Эдинбург", затонувшего с грузом золота, отправлявшегося союзникам в уплату за военные поставки.

Танки в Советский Союз вез американский транспорт "Олопана". Попытка поднять несколько боевых машин, которым так и не суждено было попасть на поля сражений, представляется весьма заманчивой. Тем более что ряд музеев боевой техники уже высказал свою заинтересованность. Однако реализация этих планов — в будущем. Экспедиция 2005 года, по словам ее руководителя и вице-президента "Полярного конвоя" контр-адмирала Вячеслава Солодова сориентирована на комплексное исследование района к северу от острова Кильдин, где со времен войны покоятся на дне как минимум 22 судна. Если поход 2003 года носил в значительной степени мемориальный характер, на борту "Сенежа" находилась группа ветеранов Полярных конвоев : трое русских, двое канадцев, англичанин и даже один немец, то нынешняя экспедиция преследует исключительно научные цели, хотя, конечно же, посвящена славному юбилею Победы. Для проведения работ будут использованы самые современные технологии, аппаратура высокоточного координирования, детального и площадного обследования морского дна, дешифровки и распознавания обнаруженных на дне объектов с автоматическим отображением на технические носители и видеопленку. В арсенале экспедиции: магнитометр, гидролокатор бокового обзора, многолучевой эхолот, телеуправляемый подводный телевизионный аппарат, средства космической навигации и другие приборы.

Как и два года назад, в экспедиции участвует знаменитый бард, а главное — известный ученый Александр Городницкий, возглавляющий лабораторию института океанологии РАН имени Ширшова, разработавшей методику высокоточной магнитной съемки. Ее-то и предстоит проверить. В случае успеха, по его словам, методика будет применима и для поиска нефтегазовых месторождений на шельфе северных морей. Это направление считается весьма перспективным, поскольку разведанные запасы органического топлива на суше, в недалеком будущем подходят к концу. Участие Александра Городницкого в мемориальном походе к Новой Земле 2003 года вылилось в эпическую поэму, посвященную погибшим морякам союзных конвоев. И неудивительно, ведь в течение всего десятидневного похода на борту "Сенежа" находились ветераны, судьба каждого из которых — материал для большой книги. Для бывших союзников совместные походы уже давно не редкость. Эта славная традиция зародилась в период празднования 50-летнего юбилея первого конвоя " Дервиш " в 1991 году.

Канадские ветераны торгового флота не раз доставляли военные грузы в Мурманск, Архангельск и Молотовск. Капитан Хилл Вилсон, начав службу кадетом в Атлантических конвоях, провел в море 48 лет. С 1994 года он — председатель национальной ассоциации ветеранов торгового флота. Его коллега Боб Фэйрли не без грусти вспоминал, как в 1944 году перевозил из Англии в Мурманск тысячи русских военнопленных, участь которых было нетрудно предугадать. Однако оба они с теплотой вспоминают встречи с советскими людьми, всегда готовыми поделитьсяпоследним куском хлеба. Для союзных моряков, прорвавшихся через горнило вражеских атак, полярные шторма и ставших очевидцами гибели сотен своих товарищей, это было не просто гостеприимством. Скорее проявлением боевого содружества, наравне с поддержкой со стороны доблестных моряков Северного флота.

Многое довелось вспомнить, глядя на неласковые воды Баренцева моря, и капитану 1 ранга Анатолию Лившицу — участнику 23 союзных и 20 внутренних конвоев. Большую часть войны он плавал штурманом на эсминцах "Разумный" и "Гремящий". Пройдя за годы войны 96000 миль, зачастую в сложнейших штормовых условиях, он участвовал в 88 боевых походах, 15 атаках подводных лодок, в ходе которых две германские лодки были потоплены, а еще две повреждены. Евграф Евлогиевич Яковлев - в 1943 году 14-летний помор из архангельской деревни поступил в Соловецкую школу юнг и прошел нелегкий путь до капитана. Во время войны плавал на танкере "Алтай", переоборудованном из лесовоза. На палубе стояли бочки с бензином, и во время воздушных налетов он срывал с них горящий брезент, чтобы все не взлетело на воздух. На вопрос "А вы не боялись?" обычно отвечает: "Конечно боялся,... что от начальства попадет, — брезент-то новый!". Рассказывал, как после бомбежки переживал об испорченной новой "фланельке". Моряка ранил осколок, и казенная форма была "испачкана" кровью...

Алексей Андреевич Нахимовский — потомственный моряк. В свое время его отца, родившегося в Китае, подобрал и усыновил экипаж российского крейсера "Нахимов". Этому он и обязан своей фамилией. Ветеран Финской войны и союзных конвоев, старейший механик торгового флота и Гидрографии. А Великая Отечественная закончилась для него уже после Победы. Его пароход "Алтай" подорвался на мине на пути из Мурманска в Ригу в октябре 1945-го.

Однако главной особенностью похода 2003 года стало участие в нем бывшего полковника Люфтваффе . Мало кто сделал для разгрома PQ-17 больше, чем командир 3-й группы 30-й бомбардировочной эскадры капитан Хайо Херрманн. Практикующий юрист из Дюссельдорфа, несмотря на свои 90 лет, бодр и полон сил. Хорошо говорит по-русски, что неудивительно для человека, проведшего в советском плену 10 лет. Подобно большинству немецких асов, он вернулся на родину лишь в 1955 году, после личного обращения канцлера Конрада Аденауэра к Никите Хрущеву. Свой Рыцарский крест он получил в октябре 1940-го, потопив 12 британских судов, а дубовые листья и мечи к нему чуть позже, переквалифицировавшись в истребители. Он стал командиром 300-й ночной истребительной эскадры и пионером тактики отражения массовых налетов союзников на города Германии. На его личном счету 9 тяжелых бомбардировщиков. За организацию соединения "Эльба", практиковавшего таранные удары при отражении налетов, что повлекло крупные потери среди молодых пилотов, Хайо Херманн удостоился от бывшего шефа истребительной авиации Рейха — генерала Адольфа Галланда характеристики "военного преступника №2". Первым, надо понимать, был его непосредственный начальник — Германн Геринг. Тем не менее, многие считают Херманна гениальным пилотом и организатором, спасшим сотни тысяч жизней мирных граждан немецких городов в качестве инспектора ПВО. "Я, Хайо Херманн, бывший полковник, бомбардировщик и истребитель. Начал войну 1 сентября 1939 года и прошел ее до конца. В 1942 году моя эскадра была переброшена из Северной Африки в Северную Норвегию, чтобы участвовать в сражении с караваном PQ-17. Вы знаете результат...

Из хроники событий:

... В течение 5 июля 1942 г. три группы 30-й бомбардировочной эскадры майора Бледорна из 69 самолетов "Юнкерс-88" под командованием капитанов Каля, Штоффрегена и Херманна атаковали и потопили грузовые суда конвоя PQ-17: "Вашингтон", "Болтон Кастл", "Панкрафт", "Питер Керр" и "Фэйрфилд Сити", а также спасательное судно "Заафаран". В ходе атак получили повреждения: транспорты "Паулус Поттер" и "Алстон", впоследствии потопленный подводной лодкой "U-334", "Эмпайр Байрон", окончательно добитый подводной лодкой "U-703", и танкер "Олдерсдейл", двумя днями позже потопленный подводной лодкой "U-457". Самостоятельно немецкие подводные лодки потопили: "U-88" - "Карлтон" и "Даниэль Морган", "U-456" - транспорт "Хонома", а "U-703" - "Ривер Афтон".

6 июля самолеты 30-й бомбардировочной эскадры потопили судно "Пан Атлантик", а подводная лодка "U-255" отправила на дно транспорт "Джон Уизерспун".

7 июля немецкие подводные лодки развернулись для преследования одиночных судов. В этотдень "U-255" потопила "Алькоа Рейнджер", a "U-355" - "Хатлбьюри".

8 июля у побережья Новой Земли "U-255" потоплен пароход "Олопана".

10 июля у входа в Белое море уцелевшие суда атаковала 2-я эскадрилья 30-й бомбардировочной эскадры. В ходе этой атаки получили повреждения пароходы "Хузиер" и "Эль Капитан", потопленные позже подводными лодками "U-376" и "U-251". От взрывов авиабомб получил повреждения транспорт "Самуэль Чейз".

12 июля "U-255" потопила потерпевший аварию транспорт "Паулус Поттер".

15 июля последние немецкие подводные лодки, принимавшие участие в операции по разгрому конвоя PQ-17, возвратились в свои базы.

Совершив 202 самолето-вылета, Люфтваффе потеряли всего пять машин. Общие потери конвоя PQ-17 составили 24 судна (из 36) общим тоннажем 142,695 тонн. На дно ушли: 3,350 грузовых автомобилей, 430 танков, 210 самолетов и 99,316 тонн другой военной техники...

"...Во время войны важнее всего — уметь преодолеть страх смерти и выполнить поставленную задачу, во что бы то ни стало. Будь это ночь, день, Северный Ледовитый океан или Африка. Главное — воля к победе! Фортуна помогает смелым! Эти убеждения помогали всегда, особенно когда меня сбивали, и я падал в море, а это случалось трижды — вспоминал старый вояка в одном из своих интервью. И это вряд ли расходится с тем, что говорят, вспоминая военные годы, наши ветераны. Разница лишь в том, за что воюешь!

Немец охотно поддерживал общение за дружеским столом и даже по старой памяти пел русские песни. Годы, проведенные в плену, по его словам, не мешают ему относиться с глубокой симпатией к русскому народу. Отчасти и потому, что не раз на какой-нибудь сибирской пересылке ему — голодному и оборванному — простые русские бабы протягивали кусок хлеба. Он-то знал, что кусок этот — далеко не лишний. А разве не способны тронуть его слова? "Мы встретились в этом плавании , чтобы еще раз заявить: Война — величайшее зло! Кому как не ветеранам судить об этом и предостерегать грядущие поколения. Не думаю, что за эти дни мы стали друзьями, слишком много ожесточения было в нашей борьбе, и слишком много товарищей мы потеряли... Моя семья была против, но я решил приехать в Россию и принять участие в походе памяти. Признаюсь, я летел в Мурманск, с тревогой ожидая встречи с бывшими врагами..." Как писала одна из мурманских газет, "друзьями, они, возможно, не стали, но уважение друг к другу, несомненно, возросло". Соединить противников помогли опыт и осознание совместно пережитого страха. Это объединяющее чувство охватило всех участников похода и когда за борт медленно и торжественно опускались венки. Церемонию сопровождала печальная, классическая музыка, и казалось, что души моряков, погибших здесь 60 лет назад, незримо присутствуют где-то рядом...

Покидая Россию, Хайо Херманн с волнением произнес: "...Эти 10 дней произвели на нас — ветеранов и весь экипаж "Сенежа" огромное впечатление и дали замечательный результат, подтвержденный успехом самого похода. Благодарю вас за гостеприимство и уверяю, это лучшее событие в конце моей жизни. Прощайте!" Есть полная уверенность, что поход 2005 года будет столь же плодотворен, как новоземельская экспедиция 2003-го. Причем, было бы наивно думать, что РОО "Полярный конвой" со своим бессменным президентом — капитаном 1 ранга в отставке Юрием Александровым испытывает дефицит перспективных планов на будущее.

30 мая 1942 г. в Мурманский порт зашел 21 транспорт конвоя PQ-16, потерявшего в пути 7 судов. Увы, на этом потери не кончились, ведь Мурманск оставался прифронтовым городом. 3 июня американский транспорт "Steel Worker" подорвалcя в Кольском заливе на магнитной мине. Именно его в ближайшее время намерена исследовать подводная экспедиция, организованная "Полярным конвоем" при содействии специалистов Северного флота. Помимо практической пользы — изучения возможности подъема объекта, находящегося рядом с оживленным фарватером, и представляющего серьезную навигационную опасность, появилась возможность попрактиковаться в подводной археологии. Ведь транспорт не успели разгрузить, а значит — основная часть ленд-лизовских грузов по-прежнему находится на борту. Принципиальное согласие администрации Мурманского порта и командования Северного флота уже получено, остаются вопросы согласования. Попутного ветра и семь футов под килем, "Полярный конвой"!

Сергей Апрелев, капитан 1 ранга, специально для "ПРАВДЫ.Ру"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *