Шоу продолжается

Визит неофициальной американской делегации на северокорейской ядерный комплекс в Йонбене, безусловно, стал событием номер 1 в международной жизни последних нескольких дней. Дело даже не столько в самом факте визита, сколько в том, что о нем буквально до самого последнего момента ничего не было толком известно, кроме скупых сообщений о «возможной поездке неофициальной делегации». Боялись сглазить?
Тем не менее, визит состоялся. Пхеньян продемонстрировал комплекс в Йонбене и сразу же после этого северокорейцы пообещали, что откажутся от своей ядерной программы в обмен на компенсации от США, которые прежде всего включают в себя поставки топлива и продовольствия, а также помощь в строительстве тепловых электростанций. Хотя эти требования не являются чем-то новым – они всегда присутствовали в качестве условий урегулирования кризиса на полуострове, которые выдвигал Пхеньян.
Впрочем, пока американцы, побывавшие в Йонбене, не спешат поделиться своими наблюдениями и подтвердить (или опровергнуть) опасения насчет наличия ядерного оружия у КНДР. Слушания на этот счет состоятся 20 января в комитете по международным делам сената США. Пока же наблюдателями высказывается предположение, что делегации был продемонстрирован оружейный плутоний. Тем самым Пхеньян якобы дает понять, что время для переговоров еще есть.
Однако возникает вопрос – каким образом стал возможен визит американской делегации (пусть и неофициальной) на один из самых охраняемых северокорейских объектов? Еще в начале декабря прошлого года Пхеньян в очередной раз отверг требование США о свертывании ядерной программы. В середине декабря намечался второй раунд (первый состоялся в августе прошлого года) шестисторонних переговоров по урегулированию кризиса на Корейском полуострове, который также был – уже не в первый раз – отложен на неопределенный срок.  Все свидетельствовало о том, что конфликт между КНДР и США находится, если так можно выразиться, в «замороженном» состоянии.
Но стоит принять во внимание позицию еще одной стороны, а именно – Китая. Многие эксперты еще с самого начала обострения конфликта на Корейском полуострове в конце 2002 года высказывали мысль о том, что речь идет о дипломатической «игре нервов» между Вашингтоном и Пекином, стоящим за спиной Ким Чен Ира. Китай якобы использует КНДР как средство укрепления своей гегемонии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И Ким Чен Ир был бы гораздо более сговорчивее, если бы не поддержка Китая.
Возможно, что так оно и есть. Негласное соперничество США и КНР на Дальнем Востоке продолжается уже не первый год.
Любопытно в этой связи выглядит позиция Вашингтона вокруг возможного референдума по поводу независимости Тайваня. Как известно, остров долгие годы оставался камнем преткновения между Китаем и США. Однако сначала Джордж Буш на встрече с премьером госсовета Китая Вэнь Цзябао предостерег правительство Тайваня от шагов, «направленных на достижение независимости». А затем ту же мысль повторил на встрече с начальником Генерального штаба китайской армии Лян Гуанле небезызвестный Збигнев Бжезинский. Кстати говоря, через несколько дней после заявления Бжезинского состоялся визит американской делегации в КНДР… Более чем вероятно, что без помощи китайцев, отблагодаривших таким образом Вашингтон за позицию по Тайваню, этот визит не состоялся бы.
Конечно, отношения между США и Китаем не ограничиваются только Корейским полуостровом. Соперничество между двумя державами приобретает глобальный характер и Северная Корея с ее ядерным потенциалом только одна (пусть и значительная) его часть. И не будет большим преувеличением сказать, что от того, как долго ситуация на полуострове будет оставаться неопределенной, зависит в первую очередь от этих двух государств.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить