«Ядерная зима» палеолита

Практически полный скелет мамонта обнаружили минувшим летом археологи Костенковской экспедиции Института истории материальной культуры (Санкт-Петербург) Российской академии наук. Название этой экспедиции определяется именем села Костенки Хохольского района Воронежской области, которое давно славится своими археологическими памятниками. Первый из них был открыт еще в 1879 году известным российским естествоиспытателем И. С. Поляковым. За последующие 120 с лишним лет на территории этого села, а также соседнего — Борщева — было обнаружено 26 стоянок эпохи палеолита. А если учесть, что более половины из них оказались многослойными, то есть содержат по нескольку культурных слоев, то количество известных в Костенках поселений приближается к 60.

Замечательно то, что великолепно сохранились все найденные материалы: очаги, остатки животных, а также сооружений из костей мамонта, каменные и костяные изделия, украшения и произведения искусства.

А около 50 лет назад в разрезах костенковских стоянок впервые обнаружили слои вулканического пепла, само наличие которого под столь удаленным от зон активной вулканической деятельности Воронежем представляется уникальным. Долгое время предполагали, что эти пеплы — результат деятельности кавказских вулканов, но уже в 80-х годах минувшего века специалисты Института вулканологии Дальневосточного научного центра РАН пришли к другому выводу. По своему механическому и химическому составу костенковские пеплы оказались идентичны вовсе не кавказским, а южноитальянским — тем, что обнаружены в донных отложениях Адриатического моря. Они, по мнению вулканологов, — результат уже хорошо изученных извержений вулканической системы Флегрейских полей Южной Италии (в районе современного Неаполя).

Время отложения костенковских пеплов определили при помощи радиоуглеродного анализа. Слой их (отмечен стрелкой на фото) расположен между двумя культурными слоями, возраст верхнего составляет 27-32, а нижнего — 33-37 тысяч лет. А значит, выпали эти пеплы в период между 32 и 33 тысячами лет назад. Извержение такого возраста специалистам известно: прослежен "шлейф" его распространения в восточном направлении, а выпавшие в результате пеплы давно обнаружены в разрезах ряда палеолитических стоянок на территории Центральной и Восточной Европы.

Выяснилось, однако, что по своему составу эти пеплы отличны от костенковских, да и мощность "шлейфа" должна была бы уменьшаться с удалением от места извержения. Толщина же слоя костенковских пеплов значительно больше, чем центральноевропейских.

Вулканологи предполагают, что выпадение вулканических пеплов в Костенках стало результатом другого — более древнего и куда более мощного — извержения. Сила его такова, что вулканический пепел выбросило в верхние слои стратосферы, и на землю он выпал лишь после долгого перемещения и на относительно локальной территории. Концентрация его, по оценкам специалистов, была грандиозной — сотни тысяч тонн и, по всей видимости, вызвала резкое изменение климата. Ведь даже кратковременное наличие столь огромной массы взвешенных в воздухе частиц, препятствующих прохождению солнечных лучей, могло вызвать нечто вроде "эффекта ядерной зимы". Этот термин введен учеными несколько лет назад при обсуждении возможных последствий ядерных катастроф, и для моделирования подобных последствий использовались именно данные вулканологии.

Но если для живших в то время людей столь мощное выпадение вулканических пеплов было катастрофой, то для исследователей оно стало сущим кладом. На местах катастроф всегда удается найти значительно более богатый археологический материал, чем на стоянках, оставленных людьми в спокойной обстановке и содержащих обычно лишь ненужные или непригодные для дальнейшего использования вещи. На поселениях же, существование которых было прервано какой-либо катастрофой, можно найти немало утерянных или заблаговременно спрятанных вещей, куда более ценных как для бывших владельцев, так и для археологов.

Неудивительно, что летом 2000 года Костенковская экспедиция обнаружила под слоем пепла не только множество кремнёвых и костяных орудий и костей животных, но и украшения, которые, как правило, составляют весьма небольшой процент среди находок в культурном слое. В Костенках же, на площади не более 10 квадратных метров, были найдены три подвески из раковин с искусственно пробитыми отверстиями и четыре подвески из трубчатых костей песца, орнаментированные глубокими спиральными нарезками.

По типу и технике выполнения этот орнамент характерен для так называемого орньякского круга памятников, достоверно связанного с человеком современного физического облика. Это очень важно.

Дело в том, что, согласно сегодняшним представлениям, 34-35 тысяч лет назад на территории Европы произошла резкая смена населения. Неандертальцы вынуждены были уступить место мигрирующим с Ближнего Востока Homo sapiens (см. "Наука и жизнь" № 6, 2001 г.). Процесс этот хорошо изучен на северо-западном направлении и куда меньше — на востоке. На настоящий момент костенковские памятники оказываются не только самой ранней, но и самой восточной точкой распространения этой миграционной волны.

Что же касается мамонта, найденного при раскопках последнего полевого сезона (на фото), то он, конечно, относится не к археологическим, а скорее к палеонтологическим объектам. Но уже наличие его между культурными слоями — на участке, заселявшемся людьми с перерывами на протяжении 20 тысяч лет, да и сама редкость подобных находок на территории Европы заставляют относиться к нему с повышенным вниманием. Туша мамонта осталась нерасчлененной, и, значит, погиб он без участия человека. Скорее всего, в заболоченном водоеме, возможно, придя на водопой. Археологи вообще предполагают, что именно здесь, где впоследствии появились стоянки древнего человека, некогда располагалось место водопоя животных.

А. Синицын, кандидат археологических наук

"Наука и жизнь", 2002

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить