Направление Ястржембского

Брюссель — ступенька на подъеме?
Сергей Ястржембский назначен помощником — представителем президента по вопросам развития отношения с ЕС. Прежде, чем поразмыслить о том, что ждет его в Брюсселе, зададимся вопросом — можно ли считать, что кавказская миссия успешно завершена, и дел, достойных уровня Сергея Владимировича внутри России не осталось?

С одной стороны, это вроде бы так — по напряженности работы, по необходимости напрягать всю свою фантазию, буквально лезть из кожи, деятельность Ястржембского при Путине несопоставима с деятельностью его при Ельцине. Во втором случае - обслуживание дряхлого, вечно нездорового, удивляющего мир своими "загогулинами" экстравагантного лидера, да еще в условиях относительно свободных СМИ при "неблагодарном" населении. В первом же — тишь да благодать, телевидение выстроено, газеты осторожничают, народ своего "царя" обожает. Достаточно сказать, что "лодка затонула", и все довольны. Есть отчего расслабиться и заскучать. Даже в Чечне нам не противостоит Мовлади Удугов, как в первую войну, другими словами, достойных противников не имеется.

Поэтому нельзя сказать, что Ястржембский свой класс при Путине подтвердил. Не будь безропотного апатичного общества, не будь управляемой вертикали СМИ — еще неизвестно какую репутацию заслужил бы помощник президента по информационному обеспечению Чечни и спецпроектов, наподобие подъема "Курска". Удивлять журналистов перлами вроде "крепкого президентского рукопожатия" Ястржембскому при своем втором пришествии в Кремль не пришлось.

Вообще, рассматривая жизненный, уже более чем пятидесятилетний путь Сергея Владимировича, отметим, что пиарщиком он стал не так уж давно. По образованию — профессиональный дипломат, он почти не работал в системе МИДа, сосредоточившись сперва на научной, а затем журналистской работе, потрудился какое-то время в ЦК КПСС. При Козыреве возглавил департамент печати информации МИДа, став официальным "споуксменом" Смоленской площади. И лишь в середине 90-х получил первый, по-настоящему дипломатический пост, став послом в Братиславе.

Почему из всех пресс-секретарей Ельцина запомнился именно Ястржембский? Да потому что он обладал качеством, в общем-то, для человека его профессии, излишним — слишком привлекал внимание к своей персоне, слишком затмевал шефа своими высказываниями и т.д. Удел же пресс-секретаря - ни в коем случае не выходить из тени начальника. Кто сейчас знает путинского пресс-секретаря? Так что с одной стороны, можно сказать, что Ястржембский был плохим профессионалом. Но, учитывая российскую специфику тех лет, Ястржембский все-таки был на своем месте. Не будь его, кто бы излагал журналистам точку зрения "самого"?

Другое дело, что мощная энергетика и повышенное честолюбие уводили нашего героя слишком далеко, и он попадал в нехорошие ситуации. Ему мало было чисто пиаровских функций, и при Ельцине он брался за решение международных вопросов, таких как судьба Курил. На подобном выскакивании он и сломал себе шею в 1998 году, когда полез во внутриполитические интриги, и ассоциировал себя в глазах Юмашева с пролужковской фракцией.
В мэрии Москвы, куда его взял сердобольный Юрий Михайлович, Сергей Владимирович себя никак не проявил, "соратники" его заклевали, и он, естественно, с радостью согласился на предложение Путина.

Правда, в администрации президента жизнерадостный Ястржембский, герой светских раутов и светской же хроники, выглядел "белой вороной" на фоне мрачно целеустремленных "силовиков" и "питерцев".

Думается, в Брюсселе Ястржембский окажется на своем месте. В последнее время отношения России и Евросоюза переживают не лучшие времена. Расширение ЕС не было ни для кого сюрпризом, за исключением мидовских чиновников, "проспавших" проблему Калининграда, и начавших ее решать в самый последний момент. В результате мы имеем то, что имеем. И даже пиаровские таланты Ястржембского тогда не помогли (про провал усилий Рогозина, старательно незамеченный официозными СМИ, вообще умолчим).
Все сильнее критика действий России в Чечне, все сильнее упреки Путина в "недемократичности".

Поэтому, с одной стороны — увертливая дипломатичность вкупе с красноречием, с другой — честолюбие, помноженное на энергетику, должны способствовать тому, чтобы воз тронулся с мертвой точки. Ястржембский еще сможет стать министром иностранных дел (не при Путине, тому в МИДе не нужны особенно яркие и харизматичные), если хорошо постарается в Брюсселе.

Александр Костерев

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить