Леонид Полежаев может стать следующим Платоном Лебедевым

Вопрос о "местечковых" князьках, подгребающих под себя всё и вся, и считающих себя неуязвивыми, давно будоражит умы не только населения и журналистов, но и федеральных властей, которые теряют контроль за ситуацией в регионах. И вот, похоже, что ситуация может кардинально измениться

Федеральная власть давно уже показала, что для неё не существует авторитетов. Разразившиеся недавно скандалы вокруг российских нефтяных компаний многие совершенно справедливо считают делом не только экономического характера, но и политического. Пока они задевают лишь самих непосредственных участников нефтяного рынка, но ситуация может повернуться таким образом, что в этот круговорот может быть вовлечена региональная политическая элита. И следующей фигурой, на которую могут обратить пристальное внимание органы, возможно, может быть и омский губернатор.

На протяжении всего своего трудового пути, Леонид Полежаев так или иначе вызывал интерес правоохранительных органов. В конце 80-х, например, ему инкриминировался сбыт "налево" строительных материалов на 360 тысяч рублей. Ничего, устоял. В 1987 году вновь скандал: раскрыта преступная группа, в составе которой были высокопоставленные лица, совершившая крупные хищения в областном автотранспортном объединении. Из Казахстана пришлось уехать. Его "пригрел" первый секретарь Омского обкома КПСС Похитайло, предложив Полежаеву должность начальника областного управления водного хозяйства. В 1991-м Леонид Константинович становится главой администрации Омской области. И с этого момента начался "звёздный час" Омск-баши. Отныне имя Полежаева было неотрывно связана с именем "Сибнефти". Правда, произошло это не сразу и не вдруг.

Географическое положение Омска и его промышленный потенциал крайне выгодны. Во-первых, в Омске находится крупнейший нефтеперерабатывающий завод (ОНПЗ). Во-вторых, в области ведутся разработки стратегических материалов. По оценкам специалистов, только одно месторождение циркония, окрытое в Таре, может приносить 150 миллионов долларов в год.

В августе 1995-го трагически погиб генеральный директор ОНПЗ, депутат областной думы Иван Лицкевич. По официальной версии, утонул, купаясь в Иртыше. Однако есть веские основания считать, что это было убийство, а не несчастный случай. Вскоре после гибели Лицкевича создается АО "Сибирская нефтяная компания", в состав которой входит ОНПЗ. Депутаты заинтересовались деятельностью "Сибнефти". Была создана комиссия областного Законодательного собрания. Через несколько дней, в подъезде своего дома был убит член комиссии Олег Чертов, не раз резко выступавший против экономической политики, проводимой областной администрацией и губернатором.

Итак, нити от этих трагедий областного масштаба тянулись к АО "Сибнефть". В Совет директоров компании был включен губернатор Полежаев — в нарушение федерального закона "О государственной службе", запрещающего госслужащим заниматься коммерческой деятельностью.

В декабре 1996 года в Москве прошел залоговый аукцион, на котором был продан контрольный пакет акций "Сибнефти". При этом, по мнению специалистов, областной бюджет недосчитался 500 миллиардов рублей. Эти деньги осели в столичных банках. Вскоре ОНПЗ резко, в 2-2,5 раза, сократил отчисления в местный бюджет. Хотя, как показала проверка, объем переработки нефти в эти месяцы вырос по сравнению с 1995-м. Основной вывод образованной проверяющей комиссии, заключаля в том, что "некая могущественная нефтяная группа" перевела все финансовые потоки через АО "Сибнефть", минуя ОНПЗ, а значит и местный бюджет.

Впрочем, выводы остались только на бумаге, а "Сибнефть" продолжала свою деятельность. Жизненные перипетии, конечно, витиеваты, но не заметить дружбу губернатора с "Сибнефтью" невозможно. До сих пор все вспоминают уход "Сибнефти" из города в область, в результате чего городской бюджет пострадал более чем значительно (традиционно ОНПЗ являлся градообразующим предприятием, и его доля доходов в бюджет составляла едва ли не большую часть). Сын Леонида Полежаева также успешно трудится на благо Сибирской нефтяной компании. А уж насколько крепкие узы связывают Полежаева с вице-президентом Сибнефти Константином Потаповым... И дело тут даже не только в совместных публичных проектах, вроде хоккейного клуба "Авангард", Потапова "Сибнефть" настойчиво рекомендует Полежаеву в преемники.

Своей экономической устойчивостью "Сибнефть" также во многом обязана Полежаеву. Можно привести миллион примеров, когда в результате проверок организаций и предприятий налоговыми органами выявлялись весьма пикантные подробности. Но одну компанию в Омской области не тронут точно — это "Сибнефть". Омский офис компании всегда оказывался в стороне от столичных скандалов с головной структурой. Да и неудивительно, если в Омске Полежаев царь и бог, то в Москве...

Нет смысла перечислять всю схему работы. Эта тема требует отдельного разбирательства и разбирательства отнюдь не со стороны простого журналиста. Вряд ли я ошибусь, если скажу, что соответствующие органы давно уже проявляют интерес к "Сибнефти".

Пока основные скандалы шли лишь на верхнем уровне, не затрагивая региональные отделения. Однако сейчас, когда власть всерьёз взялась за олигархов стоит ожидать, что волна судебных разбирательств накроет и Омск. Дело "оборотней" в погонах, ЮКОС и Ходорковский, Платон Лебедев и прочие... И вопрос сегодня стоит не в том, причастен или не причастен Полежаев к махинациям, проводимой "Сибнефтью", а в том, когда будет объявлено правоохранительными органами об этой причастности: во время избирательной кампании в регионе или в самом начале избирательной кампании в стране, сразу после инаугурации губернатора, сценарий которой Полежаев уже точно разрабатывает, считая себя единственным и неповторимым. А с последним трудно спорить, Полежаев уж точно неповторим!

Игорь Придорогин ПРАВДА.Ру

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить