Увидеть Россию - и умереть

Российские законы доводят иностранцев до самоубийства
- Алло! Я на складе табачной фабрики. Здесь мужчина заперся в арестованной машине и грозит поджечь себя! — чуть не плача сообщила по телефону своему начальнику старший инспектор отдела административных расследований Омской таможни Галина Аликина.

Вскоре на склад табачной фабрики по улице XXII Партсъезда съехались больше десятка машин: пожарная охрана, "скорая помощь", милицейское начальство и оперативники, спецназ и ответственные сотрудники Омской таможни.

- Первоначально у нас была информация о готовящемся акте терроризма, — рассказывает исполняющий обязанности прокурора Центрального округа Игорь Маханов, — поэтому сразу же прибыли все спецслужбы, а мы руководили задержанием.

В арестованном таможней автомобиле "Форд-Сиерра", стоявшем в складском ангаре, заперся бывший омич, а ныне житель Германии Валерий Шадрин.

- Дайте мне выехать, иначе я здесь сожгу машину — и все рванет! — кричал он из-за стекла осадившим его силовикам.

Переговоры с ним продолжались около трех часов...

Валерий Шадрин уехал в Германию в декабре прошлого года на постоянное место жительства. Гражданство пока не получил, но ждет его в ближайшее время. В мае этого года он купил за 300 евро свой злополучный "Форд-Сиерра" и прикатил на нем в Омск в гости к дочери. Растаможивать он его не стал, поскольку продавать не собирался — оформил временный въезд. Срок действия этого документа истек, когда Валерий Павлович еще находился в Омске. Он позвонил в таможню и сказал, что такие-то, мол, дела. А ехать назад домой в Германию надо.

- Наши сотрудники подробно разъяснили ему, что и как можно сделать для законного таможенного оформления автомобиля на территории России, — рассказывает начальник Омской таможни Александр Канцер.

Но Валерий Павлович торопиться не стал и решил заняться оформлением после короткого отдыха в Красноярке. По пути в Омск из курортной зоны его остановили на посту ГАИ. Вызвали таможенников, которые, как и следовало ожидать, арестовали машину за административное нарушение правил таможенного учета. "Фордик" поставили на склады табачной фабрики, куда обычно свозят арестованное имущество. Больше недели Валерий Павлович каждый день ходил в таможню с объяснениями. Шадрина рублем наказывать не стали, но сделали порицание.

Валерию Павловичу разъяснили, как можно вызволить машину из-под ареста. Продлить срок временного ввоза было нельзя, потому что Шадрин снял машину с регистрации в Германии. Оставались такие варианты: либо платить залог две тысячи евро за таможенное сопровождение, чтобы уехать в Германию через Казахстан, либо растаможить "Форд", что обошлось бы в четыре тысячи евро (плюс расходы на дальнейшее оформление в Германии). Был и третий путь: внести залог десять тысяч евро, чтобы проехать в Германию по территории России.

- Ему возвратили бы эти деньги при выезде из Германии, — поясняет начальник Омской таможни Александр Канцер.

Такие "расклады" - то есть законы — взбесили Валерия Павловича. Большей частью потому, что, как он уверяет, у него не было денег даже на билет на самолет — какие там десять тысяч! Все надежды были только на свой "Форд", который теперь оставалось только бросить. Приехав в Россию на машине стоимостью триста евро, уехать назад он мог только за десять тысяч! Или подари авто родному государству.

- Не доставайся ты никому! — решил Валерий Павлович и замыслил небольшую хитрость.

Он сказал инспектору Галине Аликиной, что ему надо забрать из машины вещи, и они вдвоем поехали на склад табачной фабрики. Здесь Валерий Шадрин незаметно от всех облил машину бензином. Затем попросил дежурившего охранника выпустить его за территорию складов. Он сразу сказал, что хочет просто сжечь автомобиль, чтобы "никому не было обидно". Охранник сообщил о намерениях странного гражданина инспектору, с которой тут же случилась небольшая истерика...

- Дайте мне сжечь свою машину! — кричал утомленный долгими переговорами Валерий Павлович, держа в руках бутылку бензина и зажигалку.

Пока его уговаривали начальники, под передним бампером автомобиля залегли Леший и Старый — это профессиональные псевдонимы двух сотрудников специального отряда быстрого реагирования Омской таможни. Поняв, что человек настроен решительно, они вызвали на подмогу Черного и Светлого. Начальник отдела собственной безопасности Омской таможни Валерий Сальцберг наконец-то уговорил возмутителя спокойствия приоткрыть окно под предлогом написания какого-то заявления. Шадрин просунул руку, которая тут же была намертво схвачена Старым. Валерий Павлович пытался изобразить решимость, расплескивая бензин по салону. Но тут Леший вырвал над его головой люк автомобиля — и через несколько секунд горемычный владелец машины уже лежал в наручниках лицом вниз.

- Увидев, что он расплескивает бензин, — расскажет потом друзьям Старый, — я действительно поверил, что вот-вот все рванет.

- Надо было мне, конечно, побольше морду набить, — сказал позже Валерий Павлович. — Я претензий к собровцам не имею. Обидно, что машину они мало "покоцали". Надо было ее там окончательно угробить.

На следующий день Валерия Павловича свели в суд Центрального округа за мелкое хулиганство. Судья учел все особенности этого странного дела и... решил не наказывать Шадрина, вынеся ему общественное порицание.

- После проверки мы вынесли отказ в возбуждении уголовного дела, — рассказывает следователь прокуратуры Центрального округа Вячеслав Куликов. — Никакой Шадрин не террорист.

Все было бы сложнее, если бы Шадрину позволили выехать за территорию и поджечь свой автомобиль — тогда отвечал бы за общественно опасный способ деяния и за самоуправство (автомобиль хоть и его, но арестованный). Где сейчас Валерий Павлович, нам узнать не удалось: во всех документах значится адрес, которого на самом деле нет — мы проверили. (Вот вам и учет...)

Ну а что касается злополучного "Форда-Сиерра", то он до сих пор томится в неопределенности на складе. Если по суду его обратят в доход государства — значит, будут продавать. Тот, кто его купит, должен будет потом растаможить автомобиль...

Александр Лабыкин
Новое Омское слово

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Темы омск
Обсудить