Судьба музея-квартиры Андрея Миронова висит на волоске

Старый Арбат. Малый Власьевский переулок. Уютная квартира, которая помнит всех корифеев российской эстрады. Здесь жили, любили, творили, принимали гостей Мария Миронова и Александр Менакер, здесь постоянно бывал их сын, блистательный актер советского кино и Московского академического театра Сатиры Андрей Миронов

Сложно назвать это место музеем. Здесь царит атмосфера уюта и доброты, которую так тщательно создавала Мария Владимировна. "У меня не квартира, — говорила она, — у меня дом". Когда сюда приходишь, чувствуешь себя долгожданным и желанным гостем.

Здесь сами стены рассказывают об этой удивительной семье больше, чем все вместе взятые книги и воспоминания, написанные о них. Люди приходят и приходят, запись на посещение уже произведена на три месяца вперед. Радушные и гостеприимные хозяйки, хранительницы квартиры-музея рассказывают, как приходят верные поклонницы Андрея, как прибегают абитуриенты театральных училищ перед экзаменами — попросить о помощи великих актеров, напитаться актерским духом и энергией, и потом, уже став студентами, приходят поблагодарить и попросить поддержки в учебе...

Перед смертью Мария Владимировна завещала квартиру Бахрушинскому музею именно для того, чтобы приходили люди, чтобы была память и общение с публикой и поклонниками продолжалось.

— Мария Владимировна очень хотела, чтобы здесь стал музей, — рассказывает Борис Михайлович Поюровский, известный театровед, близкий друг семьи, уполномоченный по исполнению завещания Марии Владимировны. — Конечно, не у каждой актерской семьи должен быть музей, но это и не каждая семья. Ведь как любили Андрея! И, конечно, для его поклонников, которых еще очень много, увидеть его личные вещи, костюмы, в том числе костюм Фигаро, в котором он умер, — это дорогого стоит.

Но Мария Владимировна и не предполагала, с какими трудностями придется столкнуться музею уже сейчас, в канун своего пятилетия со дня открытия.

Счета на квартиру за 2004 год не оплачены. Музею грозит выселение. Более того, квартиру не могут вывести из жилого фонда. Среди членов попечительского совета не только друзья, коллеги и родственники семьи Мироновых — Менакера, но и такие лица, как Наина Ельцина, Иосиф Кобзон, Н. Л. Дементьева.

Попечительским советом музея актерской семьи было написано письмо в Департамент жилищной политики г. Москвы, получили ответ (от 07.06.2004 № Дж-17-5690/4): "Вопрос о переводе вышеназванной квартиры из жилого фонда в нежилой может быть решён только Правительством Москвы, обратитесь в Комитет по Культуре г. Москвы". Обратились, получили ответ (от 06.07.04 №01-11/4): "Решение данных вопросов находится в компетенции Департамента жилищной политики г. Москвы".

Список проблем можно перечислять долго. Сегодня только на реставрацию рояля, подаренного Менакеру И. М. Дунаевским необходимо порядка 100 тысяч рублей.

Возможно, выходом из ситуации станет создание благотворительного фонда спасения квартиры-музея.

Юлия Зоренко

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *