«Эти иракцы перешли все границы»

Массовые волнения среди иракских шиитов начались неожиданно. Поводом к демонстрациям и вооруженным столкновениям с солдатами коалиции (которые в некоторых сообщениях были названы не больше не меньше как "восстание" - Подробнее о событиях в Ираке см. здесь ) послужил захват американскими солдатами представительства радикального лидера иракских шиитов Муктады ас-Садра. Кроме того, еще 28 марта оккупационные власти издали распоряжение о закрытии газеты Al-Hawza, которой руководил все тот же ас-Садр.

Нынешние события в Ираке, при всей массовости выступлений, все же, пожалуй, трудно назвать "восстанием". Равно как преждевременно говорить и о том, что оккупационная администрация и Временный управляющий совет Ирака теряют контроль над территорией страны. Скорее речь идет о борьбе за власть и влияние, которую ведут между собой шиитские лидеры. В которой активное участие принимают оккупационные войска.

В настоящее время среди лидеров иракских шиитов можно выделить двух человек — Али аль-Систани и Муктаду ас-Садра. Первый — представитель так называемых "умеренных" шиитов. Аль-Систани и его окружение сотрудничают с оккупационными властями. Недавний пример — работа над проектом переходной конституции Ирака. Правда, аль-Систани требует вывода оккупационных войск из Ирака и передачи всей полноты власти в руки иракского национального правительства. Кроме того, во время работы над конституцией шииты под предводительством аль-Систани настаивали на том, чтобы в основу законодательства были положены нормы шариата. Однако глава оккупационной администрации Пол Бремер заявил, что никогда не согласится с тем, чтобы переходная конституция базировалась на шариате и пригрозил наложить вето. Характерно, что аль-Систани, попротестовав ради сохранения лица, согласился не настаивать на сохранении в тексте основного закона шариатских норм. Что, впрочем, отнюдь не исключает, что при работе над будущей, уже постоянной, конституцией, шиитам удастся настоять на своем.

Али аль-Систани и его окружение можно охарактеризовать как своего рода "эволюционистов", предпочитающих добиваться своих целей постепенно и по возможности мирными средствами. Другое дело Муктада ас-Садр и его сторонники — настоящие "революционеры".

Имам Муктада ас-Садр пользуется огромной популярностью среди шиитов, особенно молодежи. Он и сам молод — в этом году ему исполнится 31 год и к тому же является племянником убитого в 1998 году агентами спецслужб Саддама Хусейна аятоллы Мухаммеда Садра, долгое время возглавлявшего борьбу шиитов против прежнего режима.

Муктада ас-Садр стал достойным продолжателем дела своего дяди. Правда, энергия племянника в большей степени направлена не на борьбу с Саддамом (которого уже год как лишили власти), а на то, чтобы стать единоличным лидером шиитской общины Ирака.Красноречие и целеустремленность младшего ас-Садра по достоинству оценена его единоверцами, прозвавшего имама "вторым Хомейни".

В 2003 году Муктада ас-Садр, пользуясь наступившим после падения режима Саддама безвластием, быстро организовал собственную армию, численность которой превышает 10000 человек (так называемая "Армия Махди"). Под его контролем находятся восточные кварталы Багдада, где проживают 3 млн. шиитов и который неофициально именуется не иначе как "город Садра". Именно там и располагалось его представительство.

Именно сторонников Муктады ас-Садра подозревали в убийстве шиитского религиозного деятеля Абделя Маджида аль-Хои, вернувшегося после окончания войны из лондонской эмиграции и сотрудничавшего с британской администрацией Басры. Убили аль-Хои в священном для шиитов городе Эн-Наджафе в тот момент, когда он пытался спасти от разъяренной толпы имама одной из мечетей города, которого считали "просаддамовским". Позднее высказывалось предположение, что убийство было спровоцировано боевиками "Армии Махди" по указанию ас-Садра.

В апреле прошлого года сторонники Муктады ас-Садра окружили дом Али аль-Систани в том же Эн-Наджафе и двое суток держали его в осаде, требуя от лидера умеренных шиитов покинуть страну. В противном случае они угрожали его убить. Правда, эта история выглядит не менее запутанной, чем убийство аль-Хои. Как выяснилось позже, самого аль-Систани в доме не было, однако на публике престарелый аятолла (ему сильно за семьдесят) не показывался еще девять суток, обвиняя из своего убежища сторонников ас-Садра в намерении совершить очередное убийство.

Кто бы ни был причастен к двум вышеперечисленным происшествиям (равно как и к многочисленным взрывам в шиитских мечетях, прогремевших за последний год) ясно одно — в среде крупнейшей иракской общины идет отчаянная борьба за власть, в которую вовлечены и оккупационные силы. Очевидно, что без помощи американцев и их союзников аль-Систани справится с Муктадой ас-Садром не в состоянии. Последние события в Ираке показывают, что и лидеры "умеренных", и американская администрация пришли к единодушному мнению — с "Армией Махди" и ее лидером пора покончить. Муктаду ас-Садра либо принудят к полной капитуляции, либо уничтожат. Последний вариант наименее предпочтителен, поскольку появление еще одного "мученика", павшего в борьбе с коллаборационистами и оккупантами будет способствовать росту радикальных настроений среди шиитов, и без того достаточно распространенных. Но если дело дойдет до крайности, то американцы не остановятся и перед физическим устранением ас-Садра. Недаром Пол Бремер пообещал "наказать бунтовщиков", заявив одновременно, что "эти иракцы перешли все границы". Он объявил Муктаду ас-Садра "вне закона", поскольку его группировка "поставила себя выше законной власти, коалиционной и иракской".

Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *