Кому были нужны диссиденты в СССР (окончание)

Корреспондент "ПРАВДЫ.Ру" взял интервью у подполковника запаса Седьмого Управления наружного наблюдения КГБ СССР, а затем ФСБ России, Чудинова Владимира Васильевича. Это заключительная часть интервью, начало читайте здесь

- Тогда ответьте, а насколько было важно для Департамента и ЦРУ поставить под свой контроль именно интеллигенцию СССР? Ведь уже известно, что Аллен Даллес, один из создателей ЦРУ, писал в своем дневнике " Мы (США) не повторим ошибки Гитлера и Наполеона, мы найдем короедов, которые сами подточат ствол дерева, (СССР) и оно само рухнет!" Видимо он и имел в виду тех диссидентов, о ком мы с Вами говорим?

Конечно, интеллигенция СССР, а затем России, особенно не довольная тем, что происходило в нашей стране, находясь и на Родине, и за ее пределами, попадала в поле зрения западных спецслужб. Вот взять хотя бы того же Юрия Любимова, главного режиссера "Театра на Таганке". Вы думаете, на какие средства он жил за границей, давая свои антисоветские интервью, практически не ставяспектаклей ни в Израиле, ни в Великобритании? В стране, специально обращаю внимание ваших читателей, где есть еще одна антисоветская радиостанция "Би-би-си", на которой, кстати, тоже часто выступали антисоветчики. На тех же волнах радиостанции, наравне с предателями и дезертирами из Советской армии, которые рассказывали разные небылицы о зверствах своих сослуживцев и начальников, выступал Юрий Петрович Любимов!

- Значит, сотрудник из ПГУ КГБ СССР, из управления "К" - Внешней контрразведки, был прав, когда утверждал в беседе со мной, что деньги, на которые жил Юрий Петрович за рубежом, ему платили не простые благодетели? Попечителями фондов, что поддержали бедного изгнанника, были штатные сотрудники Моссада — израильской разведки и также МИ-6 — британской разведки?

Конечно. Любимов многое знал о том, что происходит в советской элите. И мог им об этом поведать. Ведь он был вхож в элиту богемного мира, а после своего возвращения в СССР стал близок к архитекторам перестройки — Яковлеву и Горбачеву. Вы думаете, что спецслужбы Запада упустили бы такую возможность?

- Если вы заговорили о временах перестройки, то, как считаете, не случайно, что такие газеты, как "Известия", "Сов. Секретно", а затем и "Версия", возглавляемые выходцами из ЦК ВЛКСМ и детьми высокопоставленных отцов, близких к руководству СССР, начали поливать свою страну помоями? А в статьях тех же диссидентов, что выходили в этих газетах, КГБ с его руководством в лице Крючкова и его зама Бобкова представлялись монстрами?

Понимаю, на кого вы намекаете, я лишь могу сказать о том времени одно, что архивы Комитета государственной безопасности хранят много интересных фактов того времени, когда Артем Генрихович Борови, стал заниматься своей журналистской деятельностью. А просто так ничего не бывает. И никто в мире бизнеса из холодного расчета, а в США он особый, не предложит вам ни цента даже в займы, придется все отрабатывать.

- Тогда, Владимир Васильевич, поставлю вопрос по-другому, к выходцам из каких семей во время их учебы в МГИМО и последующих стажировок за рубежом могли со стороны Центрального разведывательного управления быть осуществлены вербовочные подходы? Ведь спонсором "Версии", например, как говорила в телепередаче "Без протокола" Вероника Боровик-Хильчевская, вдова Артема Боровика и президент холдинга "Сов. Секретно", является подданный США Цукерман?

Безусловно в том, что вы говорите, есть большая доля истины, не вызывающая у меня сомнения. Во время моей работы в КГБ, наше и Второе Главное управление фиксировало очень много подобных встреч работников ЦРУ и представителей наших демократически настроенных СМИ, работающих как на ТВ, так и в газетном мире. И я хочу повторить, что я больше чем уверен, что в архивах КГБ — ФСБ хранятся материалы о таких встречах. А так же еще и ряд совместных российско-американских фондов, которые якобы поддерживают талантливых журналистов, тоже поверьте оперативному сотруднику КГБ-ФСБ, занимаются не только этим благородным делом. Сейчас изучением этой проблемы — финансирования со стороны ЦРУ и других разведок стран Запада верных им демократических отечественных СМИ — никто в спецслужбах России не занимается, и она получила легальный характер и идет полным ходом. Если бы со стороны российских спецслужб шла та же финансовая поддержка какому-то газетному изданию или телевизионному каналу США, то ФБР проявила бы к этому особый интерес.

- А все-таки, какие меры противодействия подрывным центрам в СССР предпринимал Комитет Государственной Безопасности СССР? Прав ли был в
своих газетных публикациях Марк Дейч, который до 1991 года работал на радиостанции "Свобода", когда в газете "Известия" писал, что сотрудники из центрального аппарата КГБ, Пятого управления, работающие в отделе по борьбе с националистами, от имени ОУНа рассылали письма с угрозами партийным и государственным чиновникам Украинской СССР. И еще, что чуть ли не от самого председателя КГБ забайкальские стройки получали новую рабочую малооплачиваемую силу?

Это — бред злобного антисоветчика.Давайте разберемся, кто он? Во-первых, он, до приезда в СССР в 1991 году, работал на радиостанции "Свобода", что это за центр, мы с вами уже разобрали. Может ли он быть честен в своих публикациях? Я уверен, что нет. И я считаю, что он не может перестроиться, у него в голове засел образ антикоммуниста. И он никак не может из него выйти. Жизнь в нашей стране давно уже другая, а он по-прежнему мыслит устаревшими категориями и продолжает пугать народ страшилками о КГБ. Я часто читаю его публикации и в "МК", и в "Известиях". Может, нетрадиционный подход Гусева и антисоветчика Голембиовского к его публикациям, помогали выходу его статей. И я думаю, что хозяева Дейча за его клевету на прежний строй в нашей стране и на тех, кто этот строй защищал, платят неплохие деньги тем, кто публикует его бредни в своих газетах.

- А как вы могли бы прокомментировать заявление одного депутата Государственной Думы, который заявил, что он и все его коллеги, как раньше депутаты Верховного Совета, находятся под колпаком ФСБ и что круглосуточно прослушиваются их домашние и служебные телефоны, круглосуточно наблюдает за ними Наружное управления ФСБ.

Дело с техническим слежением за кем-то обстоит следующим образом. Если раньше, чтобы кого-то поставить на прослушку, надо было иметь санкцию начальника управления КГБ или заместителя председателя КГБ, сейчас ее можно проводить и с разрешения суда. Ни один оперативник КГБ — ФСБ никогда в жизни не сможет взять на свой страх и риск такую ответственность. Единственные, к кому может быть применен такой вид наблюдения, это террористы.

А если за каждым депутатом Государственной Думы нужно было бы осуществлять контроль, причем круглосуточный, то в России уже давно бы не было безработицы. Для этого же нужен огромный штат сотрудников ФСБ. Ведь если мы с вами возьмем только наружное наблюдение, то группа, что осуществляет контроль за перемещением по Москве нужного человека, состоит из трех, а то и шести работников ФСБ. А у депутата еще есть и доверенные лица, и помощники, и секретарши — за всеми не уследишь. Какой же, повторюсь, огромный штат сотрудников современным спецслужбам России понадобился бы для контроля каждого депутата!

- И ч тобы вы могли ответить тем, кто из либерально настроенной части депутатов Государственной Думы считает, что у нас в стране еще есть наказание за инакомыслие и его приводят в исполнение спецслужбы России. Что именно таким наказанием могло быть убийство депутата Госдумы Сергея Юшенкова?

Если коротко, я бы посоветовал тем, кто так думает, сходить к врачу. Им точно поставят диагноз об их психическом нездоровье. А если шире и гораздо серьезнее смотреть на эту проблему, то могу сказать следующее. В нашей стране не без помощи тех, о ком мы говорили, престиж Комитета Государственной безопасности упал. Ведь отечественные спецслужбы перенесли двенадцать, простите, кастраций! А такое их количество ни один государственный орган не вынесет. А сейчас в виде разгула терроризма и заказных убийств, связанных с коррупцией, мы пожинаем плоды того, что совершил в свое время Ельцин, когда на место руководства Государственной безопасностью ставил бездарей. Кстати, самих погрязших в этой коррупции. Я имею в виду прежде всего прапорщика кремлевского полка Михаила Барсукова, да и пришедшие ему на смену и возглавлявшие новые ведомства вроде СБП, были не лучше Михаила Ивановича. Исключение в руководстве ФСБ составили, разве что Николай Дмитриевич Ковалев, Владимир Владимирович Путин, и немногим из общей массы серости выделялся Сергей Степашин. Да и тот не профессионал, а политработник, проводивший аттестацию работников спецслужб ФСБ на верность режиму.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру