Скандал с выборами в Поморье докатился до Генеральной прокуратуры

Господин Буш с ручным пересчетом голосов во Флориде отдыхает. Американская демократия, как видится, в подметки не годится российской, особенно провинциальной. Но, похоже, что демократия в российской глубинке вообще подметок не имеет: ну какие, скажите, подметки у… валенок? Именно образ валенка возникает, когда разбираешь подробности скандала в Поморье. Как уже  сообщала  «ПРАВДА.Ру», скандал с выборами депутатов Архангельского областного собрания, местных депутатов и мэров некоторых крупных городов перешагнул рамки Русского Севера: о нем уже заговорила и общероссийская, и западная пресса. Напомним, что в наших публикациях уже шла речь о вероятных фальсификациях выборов в Поморье с помощью электронных «лохотронов» для голосования (на снимке).

Сегодня один из кандидатов в органы власти одного из крупнейших городов Поморья, 200-тысячного Северодвинска, отправил Генеральному прокурору России официальное заявление. Несколько цитат, которые особо комментировать и не надо.

«19 декабря 2004 года выборы в Северодвинске проводились с использованием технических средств подсчета голосов, комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБов). 19 декабря 2004 года около 15 часов некоторыми кандидатами на выборные должности, получившими информацию о возможных нарушениях, заранее было подано заявление с требованием о ручном пересчете голосов, которое Территориальной избирательной комиссией Северодвинска не было удовлетворено.

19 декабря 2004 года наблюдателями зафиксированы факты нарушений при проведении голосования. Происходили сбои в работе электронных урн. В частности, только на участке № 864 КОИБы 4 раза выключались сами собой, после их включения данные до отключения и после отключения различались на 10-15 бюллетеней. Различались данные по проголосовавшим. По избирательному участку № 887 оператором КОИБа неоднократно  вводилась информация, проводились манипуляции с пультом управления для получения нужного результата. Благодаря этому результат электронного голосования был получен только через два часа после окончания голосования. По другим участкам также происходили как сбои в работе КОИБов, так и внесение данных по итогам голосования. Это приводило к тому, что результаты голосования становились известны гораздо позднее, если это было бы при ручном подсчете (спустя более 2-х часов после окончания голосования). Документы, фиксирующие факты нарушений в ходе голосования, прилагаю.

Инструкция, в соответствии с которой происходило обслуживание технических средств подсчета голосов, предусматривает, что бюллетень может приниматься машиной как лицевой стороной вверх, так и наоборот. Учитывая, что около технических средств постоянно находились члены Участковых избирательных комиссий (УИК), такой порядок голосования нарушает тайну голосования и позволяет его контролировать со стороны членов УИК.

Кроме того, в ночь с 19 на 20 декабря 2004 года… были обнаружены неохраняемые мешки и коробки с избирательными бюллетенями, которые были не опечатаны и в свободном доступе, принятые без какой-либо описи или реестра. Отсутствовали члены Избирательной комиссии, что позволяло производить любые манипуляции с избирательными бюллетенями. Бесконтрольное «сваливание» бюллетеней направлено на создание такого их хранения, которое не позволяло бы проконтролировать правильность подсчета голосов. Согласно пункта 23 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. В ночь с 19 на 20 декабря 2004 года наблюдателями, доверенными лицами и кандидатами на выборные должности, а также представителем Областной избирательной комиссии выявлено, что около половины мешков и коробок с участковых избирательных комиссий вообще не опечатано. Этот факт не отрицал и председатель Территориальной избирательной комиссии МО «Северодвинск» Г.В. Подганин.

Большинство протоколов УИК показывает расхождения в данных между числом, выданных бюллетеней, и числом бюллетеней, учитываемых КОИБом при голосовании. В частности, расхождения на участке № 858 соответствуют 261 голосу. Графа 5 – число избирательных бюллетеней, выданных в помещении для голосования – 980. А сумма граф 8 и 9 составляет 719. Учитывая, что по другим участковым комиссиям неоднократно происходила «подгонка» данных, вводимых оператором после окончания голосования, можно проследить аналогичную закономерность. Частичное разрешение конфликтных ситуаций возможно было бы при осуществлении ручного подсчета, в котором председателями участковых комиссий было отказано. Территориальная комиссия Северодвинска также немотивированно категорически отказывается от ручного пересчета голосов.

Непонятна техническая документация, представляемая к КОИБам, с которой ни один кандидат на выборную должность не был ознакомлен. Операторы, которые осуществляли снятие технической информации и подведение итогов голосования, находились в помещении администрации Северодвинска, что позволяло контролировать их деятельность со стороны сотрудников мэрии (одним из кандидатов был действующий мэр А.Н. Беляев, баллотировавшийся на третий срок). Избирателям не был объяснен порядок проведения голосования и заполнения избирательного бюллетеня, что порождает только сомненияв законности подведения итогов голосования.

Не был произведен контрольный ручной подсчет голосов на всех избирательных участках сразу же после подведения итогов голосования. Пункт 32 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает обязательность такого подсчета после выявления неточностей хотя бы на одном избирательном участке. Только расхождения в 261 голос по одному участку № 858 являются основанием для проведения обязательного ручного пересчета по всем участкам, решения о котором Территориальная избирательная комиссия МО «Северодвинск» не приняла.

На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями Уголовно-процессуального кодекса РФ прошу

1.Истребовать техническую документацию КОИБов, использованных при проведении голосования в г. Северодвинске.

2.Провести проверку по изложенным фактам.

3.Обязать Территориальную избирательную комиссию г. Северодвинска провести ручной пересчет голосов по участковым избирательным комиссиям.

4.Истребовать документацию, подтверждающую полномочия и квалификационные характеристики операторов КОИБов, производивших управления с центральных компьютеров, а также исследовать возможность их вмешательства в процесс подведения итогов голосования.

5.Проверить законность нахождения центральных компьютеров и программистов, осуществляющих контроль за электронным подсчетом голосов, в здании администрации г. Северодвинска (действующий мэр баллотировался на третий срок).

На основе собранных данных рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела по статьям 141, 142-1 Уголовного кодекса РФ».

Цитаты хоть и длинные, но короче тут и не скажешь. Но еще без одной цитаты просто не обойтись. Такое впечатление, что ручного пересчета испугался даже местный прокурор! Накануне вечером по местному телевидению прошел сюжет о группах людей, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, которые стихийно собираются возле мэрии Северодвинска, где хранятся избирательные бюллетени. И буквально через полчаса (!) на ленте одного из информагентств появилось резкое заявление городского прокурора Владимира Подгорного: «Никаких ручных пересчетов в Северодвинске быть не должно!» По сути, высокий госчиновник лично вмешался в избирательный процесс! Вот, наверное, Генпрокурору Устинову икнется от ретивых действий его же подчиненного…

Звучит это так: «Прокурор северодвинской прокуратуры Владимир Подгорный сообщил корреспонденту ИА REGNUM о том, что «сейчас городская прокуратура буквально завалена жалобами и заявлениями бывших кандидатов с просьбами провести ручной пересчет голосов. В некоторых случаях требуют сделать пересчет по одному участку или округу, в других по всему городу. Сейчас собираются провести такую показательную процедуру по одному городскому избирательному участку. После этого начнется ажиотаж, и остальные бывшие претенденты будут вправе потребовать аналогичных проверок и по своим случаям. Никаких ручных пересчетов в Северодвинске быть не должно! Нельзя идти на поводу у тех, кто не получил свои теплые кресла во властных структурах. Такие PR-акции территориальной избирательной комиссии только разогреют нездоровый интерес вокруг уже состоявшихся выборов, и никому не пойдут на пользу».

М-да, демократия нашего «валенка» американской в подметки не годится… «ПРАВДА.Ру» будет держать своих читателей, особенно северян, в курсе событий. А они обещают быть горячими. Во всяком случае, «горячее» на холодном Севере еще не было.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *