«Отряд Америка» десантируется с Гоблином

3 февраля 2005 года состоится российская премьера фильма режиссера Tрея Паркера (Кинокомпания "Парамаунт Пикчерс", 2004 г.) "Отряд Америка: Всемирная полиция" ( Team America: World Police ) в переводе Дмитрия Пучкова (Гоблин) и студии "Полный Пэ" (Санкт-Петербург)

"Отряд Америка: Всемирная Полиция" - приключенческий боевик от создателей культового мультсериала "Южный Парка", в котором играет на сто процентов марионеточный состав, то есть куклы. С другой стороны — это пародия на все боевики и вообще на все американское.

Ассоциация кинопрокатчиков Америки присвоила фильму рейтинг "R" за графический, грубый сексуальный юмор, изображение насилия, брань и все это с участием кукол.

Сюжет:
Отряду Америка, международному полицейскому подразделению, призванному поддерживать общую стабильность в мире, становится известно, что жаждущий власти диктатор продает оружие массового поражения террористам. Герои приступают к выполнению сложной миссии по спасению мира.

Чтобы внедриться в ряды террористической организации, Отряд Америка завербовал Гэри Джонстона, восходящую звезду Бродвея, который должен работать под прикрытием. Сначала Гэри не желал жертвовать своей многообещающей карьерой, но затем понял, что его актерский дар призван послужить более возвышенной цели.

С помощью командира Отряда Америка Поцвуда и членов команды Криса, Сары, Лизы и Джо, Гэри проникает в тайное убежище торговцев оружием, где обнаруживает, что террористический заговор уже начал активно разворачиваться. От пирамид Каира до Панамского канала, и наконец во дворец одержимого жаждой власти диктатора Ким Чен Ира, Отряд Америка пересекает земной шар, чтобы предотвратить мировую катастрофу.

Мэтт Стоун и Трей Паркер несут ответственность за одно из самых инновационных явлений в поп-культуре наших дней. Посредством таких фильмов и телевизионных сериалов как "Южный Парк", "Южный Парк: Длинный, Толстый и Необрезанный", "Вот Мой Буш!" и теперь еще "Отряд Америка: Всемирная Полиция", Стоун и Паркер продемонстрировали сверхъестественную способность представлять на суд зрителя свой собственный взгляд на важные проблемы, приправляя его насмешливым и зачастую неполиткорректным юмором, который давно стал их фирменным знаком. Но они никогда раньше не делали этого с марионетками.

Паркер описывает каждого члена Отряда Америка и его специализацию: "Джо — защитник команды Университета штата Небраска, состоящей из первоклассных спортсменов, прирожденный лидер. Сара — наиболее одаренная студентка Школы Ясновидящих в Беркли. Крис — лучший эксперт по восточным единоборствам, которого только мог предложить Детройт. Лиза — лучший психолог Принстонского Университета, специализирующийся на особенностях мышления террористов. Поцвуд — наставник группы. Он соединяет всех вместе и управляет чувствами каждого. Новичок Гэри — герой, белая ворона, актер нонконформист. Он — последняя часть головоломки, именно его не хватало отряду, чтобы надрать всем задницу".

"Отряду нужен шпион", — объясняет Стоун. "Именно в этот момент в игру вступает Гэри, ведь говоря по существу, все шпионы — актеры. Ты одеваешься как кто-то другой, ведешь себя как кто-то другой, а параллельно собираешь информацию".

Уверенные, что весь мир их любит, потому что они взяли на себя роль "всемирного держи-морды", члены команды носят небольшие куртки с эмблемой "Всемирной полиции". Если судить по словам Паркера и Стоуна, то концепция фильма выросла из метафоры: на какое подразделение вооруженных сил могла бы положиться Америка в борьбе с терроризмом.


"Многие из нас слышали фразу: "Что вы о себе думаете, что вы — всемирная полиция?" Что ж, мы решили сделать ее реальностью", — говорит Стоун. "Мы не стремимся принять чью-либо сторону или сделать какие-то глобальные выводы. Мы делаем тоже, что и в "Южном Парке", то есть получаем удовольствие от процесса и высмеиваем все и всех".

Паркер и Стоун не только создали уникальную команду персонажей, которые бросают вызов традициям и недвусмысленно рассуждают о текущих событиях, но и собрали исключительную группу закадровых специалистов. Самые опытные и творческие представителей киноиндустрии были приглашены в проект, чтобы "Отряд Америка: Всемирная Полиция" вышел на экраны. Позвольте представить: оператор Билл Поуп, консультант по созданию визуального ряда, архитектор Дэвид Роквелл, производственный дизайнер Джим Далц, дизайнер кукол Норман Темпиа, создатели кукол братья Чиодо — Чарльз, Стефан и Эдвард, и обладательница премии "Оскар", дизайнер костюмов Кэрен Пэтч.

Съемки началась в павильоне, переделанном из товарного склада, в Калвер Сити, штат Калифорния.Там была создана точная копия Парижа (с Эйфелевой башней, Триумфальной аркой, Парижским Оперным театром и Лувром), а также более экзотических мест типа Каира, Панамского канала, Северной Кореи, Нью-Йорка, горы Рашмор (внутри и снаружи), Вашингтона, округ Колумбия. Все это было выполнено в масштабе одна треть от натуральной величины.

Чтобы оживить эти географические объекты потребовались усилия консультанта по созданию визуального ряда Дэвида Роквелла, основателя архитектурной и дизайнерской фирмы, расположенной в Нью-Йорке; производственного дизайнера Джима Далца ("Маппет-Шоу сегодня вечером!") и известного оператора Билла Поупа ("Матрица", "Человек-паук 2").

Всемирно известного архитектора Дэвида Роквелла прославили такие работы как Kodak Theater, гостиницы W, казино Mohegan Sun и ресторан Nobu. Он был номинирован на театральную премию Tony Award за декорации к мюзиклу "Hairspray", поставленному на Бродвее. Именно он предложил авторам фильма создать инновационный визуальный язык. Используя непочтительность и сатиру, которыми буквально пропитан сценарий, Роквелл "невежливо" обошелся с канонами дизайна и создал абсолютно правдоподобный мир, в котором и разворачивается история.

"Париж был самой первой съемочной площадкой, над которой мне пришлось работать, и в каком-то смысле и самой трудной, потому что он так огромен и столь узнаваем", — вспоминает Роквелл. "Трей четко разъяснил мне, что он не хочет видеть карикатуру Парижа, так что мы собрали все памятники, которыми знаменит Париж и разместили их на съемочной площадке. Эйфелева башня, Триумфальная арка, Парижский Оперный театр и Лувр — все они существуют на этой старинной площади с небольшими, витиевато подстриженными кустами и узором улиц, сделанных из круассанов, которые не успела съесть съемочная группа".

Стратегия Роквелла, которую он применил, создавая дизайн рынка в Каире, заключалась в том, чтобы прежде всего передать его колорит, беспорядок и многообразие. Этого эффекта он добился при помощи яркого света, который пробивался сверху сквозь отверстия в натянутой сетке.

"Трей и Мэтт хотели, чтобы в интерьере прослеживался мотив опасности", — объясняет Роквелл. "Так что вы попадаете внутрь через длинные коридоры, которые затемнены, можно сказать, что я использовал стиль "нуар". Например, вы попадаете в бар, который служит притоном террористам, но в его облике просматриваются черты, которые отсылают нас к классическому бару в "Звездных Войнах".

Фактически, бар в фильме "Отряд Америка" уникален сам по себе. Его фасад выполнен из канистр из-под токсических отходов, а столешница составлена из пуль. Занавески в баре сделаны из нанизанных на проволоку монеток, а пальмы, стоящие в отдалении, хоть и кажутся реальными, но сооружены из порезанных долларовых банкнот.

Что же касается основной штаб-квартиры Отряда Америка, находящейся в глубине горы Рашмор, то создатели фильма, при ее разработке, вдохновлялись ранними фильмами про Джеймса Бонда. "Вообще-то мы хотели переплюнуть пещеры Бонда и Бэтмена и создать самое удивительное место, которое только можно себе вообразить", — говорит Роквелл. "В этом убежище воплощаются все достижения современной архитектуры. Оно соединяет шик пляжей Палм Бич 60-ых годов и чувствительность современного дизайна. Это место, где еще никто не был. Внутри, члены команды сидят на шикарной мебели и потягивают мартини у бара рядом с водопадом. Это именно та комбинация расслабления и активности, которая делает это место столь уникальным".

Роквелл подошел к разработке дизайна дворца Ким Чен Ира с особой тщательностью, называя то, что получилось в итоге "диктаторским шиком".

"Мы тщательно исследовали, на что похож его мир, и решили, что он крайне эксцентричен на наш вкус", — объясняет Роквелл. "Мы использовали это, преувеличив все в 300 раз, так что когда вы впервые видите дворец Ким Чен Ира на вершине холма, а у его подножия нищие трущобы (составленных нами из контейнеров с китайской лапшой), вы понимаете, что это за удивительный, нетрадиционный мир".

Только благодаря тесному сотрудничеству всех подразделений съемочная площадка и декорации фильма "Отряд Америка: Всемирная полиция" стали максимально похожими на желаемый результат и хорошо смотрелись перед камерой. Особую роль здесь сыграл производственный дизайнер Джим Далц, который прежде работал с куклами и прекрасно представлял, с чем придется столкнуться съемочной группе. "У меня уже был опыт работы в кукольном мире", — говорит Далц, "мне по-настоящему хотелось поработать над "Отрядом Америка". По-правде говоря, получив сценарий, я семь ночей провел, разрабатывая дизайн для этого фильма, прежде чем отправиться на первое интервью с Мэттом и Треем".

"Джим — настоящий гений",— восклицает Паркер. "В первый же день, когда он пришел к нам, он разложил наброски дизайна. Нам оставалось только сказать: "Ничего себе! Ты можешь это сделать, и это сработает?". Когда он изготовил модели, единственный возглас, который у нас вырвался, был "Вау!"

"Предполагалось, что фильм будет приключенческим боевиком, снятым очень широко. Он начинается в песчаном антураже а-ля Джерри Брукхаймер и с соответствующим размахом, а по ходу действия в него добавляется хорошая толика мелодраматичности. Так что то, что вы видите, это не настоящий Париж, Каир или Панама", — объясняет Далц, "потому что Роксвелл выдвинул на первый план такие символы как Эйфелева башня, пирамиды, Панамский канал, Тадж Махал и Биг Бен, добавив им лубочности и более ярких цветов".

Наибольшая трудность состояла в том, что приходилось работать в одном павильоне, собирать декорации, а через пару дней их разбирать, чтобы была возможность снимать следующую сцену. В целом, более сотни сцен было снято за 60 дней, декорации для которых превышали размер 70 на 90 футов. Дворец Ким Чен Иры был возведен на площади 100 на 200 футов, причем дважды.

По словам Далца, если бы декорации изготавливались в натуральную величину, их стоимость была бы непомерно высокой. "Вы не смогли бы раздуть людей, машины и здания по той цене, по которой нам приходилось это делать", — смеется он. "На мой взгляд,поступи мы так, это обернулось бы самым кошмарным провалом в истории кинематографа".

Работая в тесном сотрудничестве и с Роквеллом и с Далцем, чтобы создать соответствующее освещение для марионеток, и должным образом запечатлеть их гигантские приключения, главный оператор Билл Поуп, наслаждался одновременно и непочтительным юмором и безудержным экшеном фильма.

"Я считаю, что сценарий был очень веселым, и мне повезло, что они искали парня, с опытом съемки боевых сцен, а вовсе не профессионала миниатюрных постановок", — вспоминает Поуп. "Я быстро понял, что снимать кукольную постановку — это тоже самое, что снимать обычный фильм. Ну, или почти тоже самое. Ведь вам приходится забыть о верхнем освещении, ведь оно блокирует нити кукловодов, и о задней подсветке тоже надо забыть, потому что она слишком подчеркивает нити. Да, это была проблема".

Используя свою изобретательность, Поуп придумал другой способ освещения съемочной площадки. Например, он применял нижний, боковой и прямой свет, так же как и естественное освещение. Используя такую альтернативу, он одновременно решал проблему с тенями кукловодов, чтобы их не было видно во время съемки.

Освещение интерьеров, которое заложил в своем дизайне Роквелл, также дало Поупу дополнительный источник света. Например, свечи в спальне Лизы, свет далеких гор вне ее комнаты, освещение позади водопада в баре в комнате отдыха команды, и свет, который просачивается сквозь прозрачный пол в ангаре команды — все это оставляет отблеск на декорациях, создавая изумительную, особую обстановку.

Поскольку она разрабатывала полный гардероб для персонажей, чей размер составлял в среднем треть от тех, с кем она привыкла работать, дизайнер костюмов Кэрен Пэтч нашла новое применение собственной изобретательности. Известная своими костюмами для фильмов "Школа Рока", "Как Избавиться От Парня За Десять Дней", "Другие", "Семейка Тененбаум", "Академия Рашмор", Кэрен Пэтч понимала, что изготовление одежды для "Отряда Америка: Всемирной Полиции" будет сложной задачей, но она не представляла, насколько.

"В некотором смысле, работать над этим фильмом было сложнее, чем над исторической картиной", — говорит Пэтч. "Ничего нельзя было взять в аренду или купить, потому что мы работали с таким миниатюрным размером. Также, поскольку в фильме представлено так много стран, нужно было подготовить массу одежды с национальным колоритом. В конце концов, мы сделали ВСЕ, нашли ткани с миниатюрным рисунком, использовали крошечные пуговицы и небольшие застежки".

Если судить по работе Пэтч, то внимание к деталям было ключевым. "Я чувствовала, что костюмы надо тщательно исследовать, так, словно их будут разглядывать под лупой. Даже если размер очень мал, на большом экране каждый стежок будет виден", — говорит она.

Когда все было сказано и сделано, Пэтч призналась, что обращалась с гардеробом Отряда Америки так, будто все вещи будут носить живые, дышащие актеры. Работая с модисткой, скульптором обуви, изготовителем кошельков и многочисленными швеями, она должна была решить очень сложную задачу: проектировать и сшить приблизительно 1200 костюмов, в треть того размера, с которым ей приходилось работать раньше.

"Моей первой мыслью было раскрасить героические костюмы Отряда Америки в красный, синий и белый цвет, но в них герои смотрелись совсем не как супер герои. Так что мы подобрали розовый камуфляж для девочек и голубой — для мальчиков", — говорит Пэтч, которая советовалась с кукловодами, прежде чем утвердить дизайн каждого костюма. "Это был настоящий технический подвиг. Мы должны были учесть каждое сочленение в кукле, которое двигается, чтобы через ткань протянуть нити. Шарнир есть в плече, локте, на талии — кукла должна свободно жестикулировать, ничто не должно препятствовать управлению. И в добавок ко всему, мы должны были обеспечить быстрый доступ к спине, если потребуется заменить батарейки для Gilderflukа, механизма, который обеспечивает работу основных черт лица".

Пэтч также обращает внимание на то, что каждой кукле требовался костюм, отражающий ее или его образ в картине. В случае с "Отрядом Америка: Всемирной Полицией" необходимо было учитывать все пожелания кукловодов, чтобы персонажи двигались так, как это запланировано по сценарию.

"Что в итоге произошло между нашими двумя подразделениями? После массы испытаний и ошибок мы нашли компромисс", — объясняет Пэтч. "Как только мы выяснили, какая одежда не сковывает движения персонажей, кукольники смирились с ограничениями, которые накладывают костюмы. И действовали в соответствии с ними. Все вместе смотрелось очень красиво".

Особое удовольствие Пэтч получала, представляя свои работы Паркеру и Стоуну, которые дали ей полную свободу действий. "Они все время соглашались и приходили в восторг от всего, что я делала", — говорит она. "Это заставляло меня показывать им еще и еще".

Еще и еще — это как раз то, что Паркер и Стоун получали от всех членов съемочной группы, включая братьев Чиодо — Чарльза, Стефана и Эдварда — мастеров по созданию кукол. Они бросили всего один взгляд на сценарий и заявили: "Это невозможно". А затем устроили совещание, какими способами добиться того, о чем их просят Паркер и Стоун. "Сценарий как будто описывал боевик Джерри Брукхаймера, но с куклами в главных ролях", — говорит Стефан Чиодо. "Это был фильм неограниченных возможностей, что нервировало нас, но в тоже время заставляло действовать". Реакция Эдварда Чиодо после прочтения сценария была более мягкой: "Это было до боли смешно и совершенно ужасно. Как мы собираемся сделать это? Это же непрерывное действие с перестрелками и рукопашным боем. Это полное безумие, но мы все же должны попробовать".

Работая вместе с дизайнером кукол Норманом Тэмпиа, братья Чиодо сделали 95 характерных механических голов, из которых, при помощи смены грима и волос, можно сделать до 300 персонажей. Добавьте сюда еще немеханические головы и тела, которые использовались для постановки трюков, гибкие, раздутые тела, кляпы и прочие примочки.

"Самое замечательно в работе над "Отрядом Америка", я могу совмещать мои спецэффекты и кукольное представление", — говорит Тэмпиа, который ставил спецэффекты в таких фильмах как "Чужой 3" и "Интервью с Вампиром", и работал кукловодом в проекте "Saturday Night Live", а также был дизайнером кукол в "Маппет-Шоу" в течение десяти лет. "После того, как замысел Мэтта и Трея реализовался, я понял, что этот фильм войдет в кукольную историю".

Эдварда Чиодо соглашается, добавляя: "Самый прикол в том, нам удалось вдохнуть жизнь в персонажей, это настоящая ручная работа. Это реально. Это осязаемо. Это — не компьютерные эффекты. Фактически, мы курировали огромную команду скульпторов, формовщиков, изготовителей париков, художников, и даже специалистов, делавших ногти для марионеток. Но все это просто техника, которая существует уже сотни лет. Единственное, что было создано на основе высоких технологий, — это сложный механизм анимации лица, подключенный к компьютерной системе. Он позволял задействовать девять мимических морщин, и лицо марионетки оживало, выражая различные эмоции. Насколько я знаю, раньше этого никто не делал".

Спрятать кукловодов среди декораций, да еще так, чтобы им было удобно работать, было самой трудной частью съемок. Но как только куклы оказывались перед камерой, все шло на ура, за исключением тех случаев, когда Паркер и Стоун ожидали от них того, чего марионетки в принципе делать не в состоянии.

"Нас часто просили сделать совершенно возмутительные вещи, а иногда еще и без репетиций", — смеется Чарльз Чиодо. "Это заставляло нас часами ходить из угла в угол, проводить настоящий мозговой штурм, стараясь приблизиться к пожеланиям режиссеров, а в итоге получались очень комичные сцены".

"И мы никогда, слышите, никогда не запутывали нити", — шутит Эдвард Чиодо. "Вообще-то, у обычной марионетки 8-10 нитей для управления: 4 на голове, 2 на плечах, 2 на ногах и 2 на руках. И требуется дергать как минимум за 6 из них, чтобы кукла двигалась естественно. А теперь представьте 10 кукол, которые заняты в одной сцене, и не просто заняты: они общаются, двигаются, дерутся. 60 нитей вместе! Вообразите, какой кошмар будет, если они пересекутся, запутаются и будут мешать друг другу!"

Братья Чиодо очень гордятся той работой, которую проделали для фильма "Отряд Америка: Всемирная полиция", особенно им удалась штаб-квартира в горе Рашмор. "Все работало на 300 процентов", — вспоминает Чарльз Чиодо. "Декорации, изображающие закрытое помещение, мешали нам расположить членов команды в естественных позах, но мы справились с этим. Например, Крис играет в бильярд, а остальные сидят у бара, держа в руке по бокалу мартини, и все они выглядят как живые. Кукловодам в этом фильме пришлось стать настоящими актерами, чтобы передать неодушевленным марионеткам манеру движения и игры настоящих актеров".

Одной из проблем стала сцена на Панамском канале. "В фильме есть прекрасный, панорамный вид Панамы", — говорит Эдвард, "приблизительно 20 кукол идут по берегу Панамского канала, один парень плывет на плоту, и в этот момент канал взрывается. 1000 галлонов воды, как огромный тайфун просто смывают все на своем пути. А нам приходилось снимать эту сцену снова и снова. Мы просто отжимали кукол, чтобы подготовить их к следующему дублю".

По мнению Стефана, самой сложной была сцена в Каире, потому что в ней задействовано максимальное количество кукол. "Представьте прекрасный Касбах с его узкими улочками и шумным рынком, а мы должны разместить кукловодов так, чтобы они заполнили марионетками все пространство, создавая ощущение восточного базара со всей его многолюдностью. И куклы не просто стоят, они активно двигаются, занимаются своими делами, как актеры в нормальном фильме. Это кажется легким делом, но фактически было очень трудно".

Братья Чиодо поставили сто сцен с участием кукол, в некоторых им помогала основная группа кукловодов из 13 человек, а для некоторых требовалась поддержка целой армии специалистов из 45 человек, в зависимости от того, сколько марионеток было задействовано в съемочной площадке. И им потребовалось 50 миль нитей!

Паркер и Стоун совмещали множество постов при производстве фильма "Отряд Америка: Всемирная полиция", им мало было быть создателями и продюсерами фильма, они решили сами озвучивать большинство персонажей. Оба признают, что не представляли, насколько это тяжелая работа.

"Когда мы записывали наш первый текст, нам нужно было, чтобы кукла резко повернулась, пересекла комнату и выпила коктейль. Чтобы сделать это. Нам потребовалось 20 часов времени и 75 дублей", — смеется Стоун. "Мне очень понравилось работать над этим проектом, кажется, что получилось здорово, но иногда хотелось упасть на пол и заплакать".

"Это наш последний фильм", — добавляет Паркер. "Мы хотим его закончить, и покинуть Лос-Анджелес". Говорят, что тоже самое Паркер и Стоун заявляли после съемок фильма "Южный Парк: Длинный, толстый и необрезанный". Но они все еще здесь.

Ким Чен Ир
Главный злодей фильма "Отряд Америка: Всемирная Полиция", руководитель Демократической Народной республики Корея, Ким Чен Ир всегда был окружен завесой тайны. Говорят, что прямой наследник своего отца Ким Ир Сена, коммунистического лидера, который правил Северной Кореей с 1948 по 1994 год, Ким Чен Ир родился в Сибири в 1941 году, когда его отец пребывал в изгнании в бывшем Советском Союзе. Однако официально считается, что он родился в 1942 году в тайном укрытии своего отца на самом высоком пике горы Пикту.

Обладая репутация плейбоя, который однажды сказал, что не будь он мировым лидером, он бы желал бы стать кинопродюсером, Ким Чен Ир в 1978 году организовал похищение южнокорейского режиссера Шин Сэнг-Ока и его жены, актрисы Чои Эн Хи. Продержав их в заключении восемь лет, диктатор заставил создать масштабный и дорогостоящий плагиат "Годзиллы".

Называемый СМИ Южной Кореи не иначе как "несравненный лидер" и "преемник дела революции", Ким Чен Ир продолжил дело своего отца, расширив философию Чу Чхэ (революция и преобразования принадлежат массам) и полностью уверенный в своих силах, повел Северную Корею к процветанию. Также он считается автором шести опер, которые он написал за два года, еще он лично спроектировал башню Чу Чхэ в Пхеньяне.

Североамериканская пресса обвиняет безжалостного и непредсказуемого Ким Ир Сена в бомбардировке Рангуна в 1983 году, во время которой были убиты несколько членов южнокорейского кабинета. Также он был причастен к обстрелу южнокорейского авиалайнера в 1987 году. Сегодня большинство аналитиков заграницей полагает, что Ким Чен Ир активно развивает программу ядерного вооружения Северной Кореи.

Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *