Пугало для Вашингтона

Сегодня в Шанхае состоялось открытие 5-го по счету саммита Шанхайской организации сотрудничества. Ровно пять лет назад в этом городе главы России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана подписали Декларацию о создании ШОС . Настало время подводить первые итоги деятельности организации.

Очевидно, что за прошедшие пять лет авторитет ШОС значительно вырос. И продолжает расти. Свидетельством тому служит повышенный интерес мировой прессы к нынешнему саммиту. Правда, интерес этот в значительной степени продиктован тем, что ШОС считают организацией, которая была создана в противовес влиянию США в регионе. Именно поэтому в оценках организации часто употребляются слова «антизападная», «антинатовская», «антиамериканская».

В определенной степени подобным оценкам способствуют и высказывания некоторых лидеров государств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества. К примеру, президент Узбекистана Ислам Каримов по прибытии в Шанхай заявил: «События последних лет высветили лица истинных и мнимых друзей стран региона. Мы едины в том, чтобы решительно противодействовать попыткам извне навязать нашим странам западные стандарты путей демократизации и общественного развития».

Разумеется, подобные высказывания на Западе без внимания не остаются. И вот уже  The Wall Street Journal истерично сообщает читателям  о том, что «ШОС распространяет свои авторитарные корни» и что «свободным странам Запада» давно пора обратить внимание на регионы мира, которые они игнорируют.

С подобной оценкой согласны не все. К примеру, германская газета Tagesspiegel считает, что США давно распознали опасный потенциал Шанхайской организации сотрудничества, которая может стать противовесом ОПЕК и НАТО .

Подробнее см. Запад беспокоит близость позиций Москвы и Тегерана

Коль скоро присутствуют такие оценки, очевидно, что ШОС не стала организацией лишь на бумаге, в чем многие были уверены в момент ее создания. Напротив, она, как выясняется, обладает «опасным потенциалом». Попробуем разобраться, в чем именно «опасность» ШОС для Запада.

На сегодняшний момент членами организации являются шесть государств. Статусом наблюдателя обладают еще четыре – Индия, Пакистан, Иран и Монголия. Плюс Афганистан, для взаимодействия с которым в рамках ШОС создана контактная группа. Очевидно, что по крайней мере Пакистан и Афганистан пока трудно назвать государствами, которые спят и видят, как бы примкнуть к какой-нибудь антизападной коалиции. Равно как и Индию, которая явно не стремится найти опору и поддержку своему антиамериканскому, антиевропейскому и вообще какому бы то ни было «анти»-курсу. Как раз напротив, в последние годы сотрудничество между Индией и США (в том числе и военное) развивается ускоренными темпами.

К «антизападным» однозначно можно причислить Иран . Недаром одним из главных событий нынешнего саммита называют переговоры Владимира Путина и Махмуда Ахмади Нежада . Однако не стоит забывать, что «антизападность» Ирана прямо пропорциональна уровню критики, звучащей из Вашингтона и европейских столиц.

«Полагаю, не стоит искать в деятельности ШОС только антизападную составляющую, - отмечает эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. – Разумеется, Россия посредством этой организации (равно как и ЕврАзЭС) пытается укрепить свое влияние в регионе. Но на первое место в деятельности этих организаций я бы вынес проблемы экономического сотрудничества между государствами региона. А уж затем – политические».

Именно в этом ключе стоит рассматривать предложение президента России Владимира Путина создать в рамках Шанхайской организации сотрудничества Энергетический клуб. Кроме того, глава российского государства не исключил, что Россия могла бы взять на себя финансирование отдельных экономических проектов в рамках ШОС. Средства при этом могут быть выделены значительные – до 0,5 млрд. долларов.

Впрочем, проблемы энергетики и политики всегда были тесно связаны между собой, а сейчас – и подавно. И коль скоро в Вашингтоне «распознали опасный потенциал ШОС», следует ожидать, что соперничество в регионе станет в ближайшие годы еще острее. Мало того, что Иран рассчитывает найти в организации поддержку. Заявку на вступление в ШОС подал Пакистан, давний союзник США. Вашингтон давно оказывает давление на нынешнего президента страны Первеза Мушаррафа , обвиняя его в «недемократичности» и исподволь поддерживая главных пакистанских оппозиционеров – Беназир Бхутто и Наваза Шарифа, которые в настоящее время живут за пределами Пакистана. Естественно, Пакистан ищет опору. Тем более, что с Китаем у этой страны традиционно хорошие отношения.

Очевидно, что главные достижения у Шанхайской организации сотрудничества еще впереди. В равной степени очевидно, что и главные трудности тоже. США вряд ли устроит мощная региональная организация, которая отнюдь не горит желанием потакать американским интересам в регионе. Вполне вероятно, что ставка будет сделана на обострение соперничества между Россией и Китаем. Ведь не секрет, что интересы Москвы и Пекина не всегда совпадают (хотя бы в той же энергетической сфере).

Но драматизировать ситуацию не стоит. В конце концов, дальнейшие перспективы организации зависят исключительно от стран, в нее входящих. «ШОС обладает достаточным запасом прочности, хотя Россию и Китай часто называют соперниками в борьбе за влияние в регионе, - отмечает Сергей Демиденко. – Вероятно, какие-то спорные моменты будут возникать. Однако ничто не мешает их урегулированию в рамках самой организации».

Олег Артюков
Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *