Русские в Давосе: Россия – O’K!

Российская делегация пытается убедить мир, что грядущие катаклизмы России нипочем
Некогда столь важный для российской внешней (да и внутренней) политики Международный экономический форум в Давосе, похоже, сегодня в основном растерял для российской элиты свою привлекательность. Премьер России Михаил Касьянов в Давос не поехал — вместо этого ушел в отпуск. В Швейцарию чуть не отправили министра связи Леонида Рейнмана, но в последний момент все же поехал глава Минэкономразвития Герман Греф. Вслед за правительственной делегацией в Давос потянулись и представители крупного российского бизнеса. Однако зачем же поехали русские в Швейцарию, все же не совсем понятно. Ведь об экономических перспективах России мы теперь договариваемся напрямую с Госдепом США.

Однако, похоже, цель у российской делегации все же была — показать всему миру, что с Россией все — O'K - и никакие передряги Москве не страшны.

Советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов дал понять американским партнерам, что Россия и США в деле энергосотрудничестве — партнеры навек. Он заявил, что России, как крупному нефтеэкспортеру, нет никакого смысла вступать в члены организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

По его словам, регулирование тех или иных рынков приводит к неожиданным и подчас неприятным последствиям, в частности в таких организациях, как ОПЕК. 12 стран, объединенных в этот нефтяной картель, подчеркнул советник президента, обладают богатейшими запасами природных ресурсов и полезных ископаемых. Однако участие этих стран в ОПЕК вовсе не способствует росту благосостояния народов, населяющих эти страны. Так, по сведениям Илларионова, с 1973 года валовой внутренний продукт стран-членов ОПЕК упал на 27%, а в Саудовской Аравии — на целых 36%. И это в то время, когда в крупнейших государствах-нефтепотребителях ВВП за указанный период времени повысился в среднем на 73%, сказал он.

Данные цифры, подчеркнул Андрей Илларионов, красноречиво свидетельствуют не в пользу вступления России в ОПЕК и принятия на себя добровольных обязательств по "соблюдению картельной дисциплины" и по ограничению объемов нефтяного экспорта. Так что, экспорт нефти, надо понимать, будет нарастать до тех пор, пока все российские буровые и трубопроводы не сломаются от ветхости.

А нефтяной магнат, глава НК "Лукойл" Вагит Алекперов не стал скрывать, что российские нефтяники (как и государство) страшно заинтересованы в высоких мировых ценах на нефть. И особенно в том, чтобы эта "сказка" продолжалась как можно дольше. Однако и ежу понятно, что после "маленькой победоносной войны" США в Персидском заливе, эта лафа кончится. Однако, По словам Алекперова, российские нефтяники "чувствуют себя уверенно и обладают достаточным запасом прочности в случае падения мировых цен на нефть".

Он пояснил, что бюджет всей страны, как и бюджеты нефтяных компаний "сверстаны" из расчета средней цены на нефть в районе 20 долларов за баррель. Поэтому падение, конечно, лишит российскую экономику сверхприбылей, но, в общем, на ситуацию в стране не повлияет. Алекперов выразил уверенность в том, что "на наших потребителях ни высокие, ни низкие цены на мировом нефтерынке не скажутся".

В этом, по мнению нефтяного олигарха, и заключается российское "ноу-хау". Российскому бизнесу и власти удалось обеспечить такую ситуацию, при которой российский рынок работает "в своей ценовой зоне" и не подвержен тем резким колебаниям цен, которые происходят на мировом рынке.

Однако оптимизм русских в Давосе вряд ли может быть оправдан. Да действительно, ажиотажный спрос на нефть накануне войны в Ираке, весьма сыграл России на руку. В стране сегодня много денег. Но это не инвестиции, это — нефтедоллары. Они не инвестируются в экономику, а, попав в золотовалютные резервы Центробанка, возвращаются обратно в американские банки и в госбумаги США и других иностранных государств. Эти нефтедоллары не залеживаются и в карманах граждан — они тратят их на импортные, преимущественно — европейские товары. А доллар при этом все падает и падает по отношению к евро.

Причем, явно, президент США Джордж Буш явно поставил перед новым министром финансов США Джоном Сноу вполне определенную цель — во что бы то ни стало стимулировать внутренний спрос и промышленный рост, сократить торговый дефицит. Сделать это все можно только за счет девальвации доллара.

Но России "слабый" доллар совершенно ни к чему. Ведь укрепление рубля в прошлом году всего лишь на 5,5% привело к значительному росту импорта и серьезным сбытовым проблемам для российских компаний. Более того, обесценивание доллара вызовет и параллельное удешевление рубля приведет, что приведет к сокращению реальных доходов населения, а относительное укрепление национальной валюты — к дальнейшему увеличению ввоза иностранных товаров и падению темпов роста реального сектора. Нелегкий выбор.

Так в 96-98-м годах крепкий рубль при высокой инфляции сделал свое дело — все закончилось дефолтом 1998 года. По мнению аналитиков, в этом году тратить деньги на относительно дорогостоящие товары длительного пользования отечественного производства в России будет некому. Остановлены АвтоВАЗ и ГАЗ, снижается производство стройматериалов. А ведь после кризиса именно производство стройматериалов стало "локомотивом" восстановительного роста экономики. Впервые за несколько лет сегодня стагнируют пищевая промышленность и нефтехимия. Конечное потребление средних слоев вновь переориентировано на импорт, и эта тенденция только укрепится в наступившем году. Сменить ориентацию по большому счету может лишь более или менее аккуратная девальвация рубля. Однако цена вопроса — новое снижение доходов населения. И это в год-то выборов в Госдуму?

Эксперты наблюдают сегодня в России явно неадекватный рост текущего потребления. Иностранные СМИ даже запустили в общественное мнение западных стран "утку", что Россия наконец-то переживает настоящий потребительский бум. И действительно, в Москве и Санкт-Петербурге можно наблюдать, как новые русские, так или иначе связанные с нефтедолларами, бесятся с жиру. От них стараются не отставать и более нижние слои обеспеченной прослойки. В то время как в Европе и США рост потребления стремительно сокращается, ибо испуганные люди каждую лишнюю "копейку" норовят отложить на "черный день", так называемый средний класс в России сегодня лихорадочно потребляет. Совсем как в благополучном 1997-м, который бывший премьер Виктор Черномырдин назвал "первым годом экономического роста". Но, как и тогда, это явный пир перед чумой.

Поэтому не удивительно, что русские в Давосе предпочитают поражать своей уверенностью преимущественно иностранных журналистов. Своим все же как-то не ловко говорить, что ничто нас не коснется. Когда уже коснулось. И коснется еще сильнее.

Обсудить