Расследование катастрофы двух самолетов: взрывы все-таки были?

Несмотря на то что версия о терактах на бортах самолетов Ту-134 и Ту-154 до сих пор официально не является доминирующей, ФСБ и МВД вчера начали поиск террористов среди пассажиров разбившихся лайнеров. А саперы нашли следы взрывов.

Внимание следователей привлекли две женщины: как указано в официальных списках погибших, "С. Джебирханова", летевшая на Ту-154 авиакомпании "Сибирь", и "Аманта Салм. Нагаева" - пассажирка Ту-134 "Волго-авиаэкспресса". Первые подозрения породила авиакомпания "Сибирь", которая, кстати, сразу после крушения утверждала, что есть основания считать его терактом. "Сибирь" сообщила, что Джебирханова — единственная из пассажирок погибшего рейса, родственники которой до сих пор не дали о себе знать.

О первой женщине милиции пока выяснить ничего не удалось. Проверка второй уже принесла результаты. Как выяснилось, при оформлении ее билета была допущена неточность в написании отчества: Нагаева оказалась не "Салм." (то есть Салмановна), а Сулеймановна. Она родилась в поселке Кирова Веденского района Чечни, затем переехала в Грозный. "Молодая незамужняя женщина, которая ничем не выделялась, — охарактеризовали ее в МВД. — Сведений о том, что она могла быть связана с боевиками, у нас нет, но проверка еще идет".

А вот Джебирханова вызывает у следователей гораздо больше подозрений. Во-первых, по неясной причине в авиабилете, выписанном на фамилию Джебирханова, ее имя обозначено только одной буквой, а отчества нет вообще. "У нас по этому поводу проводится внутреннее расследование", — отметили в "Сибири".

Издание "Газета" утверждает, что ему удалось ознакомиться с предварительными выводами экспертов о причинах гибели авиалайнеров Ту-134 и Ту-154. Именно они легли в основу доклада полпреду президента в Южном федеральном округе (ЮФО) Владимиру Яковлеву, который первым из официальных лиц заявил, что взрывы с большой вероятностью были терактами.

"Газета" утверждает, что за мгновение до катастроф тревожные кнопки успели нажать пилоты обоих самолетов. Причем, если с Ту-154, разбившегося в Ростовской области, был послан сигнал SOS, то экипаж Ту-134, упавшего в Тульской области, успел передать в эфир: "Нападение на самолет".

Взрывотехники нашли и следы взрывов. Вначале взрывотехников смутило то, что ни в пассажирских салонах, ни в носовых частях обоих самолетов не было обнаружено следов взрыва. Однако при обследовании хвостовой части Ту-154 оказалось, что в том месте, где находился туалет, кусок обшивки вместе с иллюминатором вырван "с мясом". По мнению экспертов, это свидетельствует о небольшом локальном взрыве, в результате которого хвост оторвало, после чего самолет вошел в штопор, развалившись на части.

Это подтверждается также результатами поисковых работ на земле. В обоих случаях — и в Тульской, и в Ростовской областях — картина схожая: по ходу движения самолета сначала лежит фюзеляж, затем — носовая часть с кабиной пилотов, а впереди — хвостовая часть судна. Если бы самолет распался в воздухе без взрыва, хвостовая часть, согласно законам аэродинамики, неминуемо оказалась бы сзади. Вперед ее могло выбросить лишь при взрыве.

P.S. Экспертиза обломков самолетов, разбившихся 24 августа в Тульской и Ростовской областях, показала наличие на них гексогена. Об этом сообщили в Центре общественных связей ФСБ России.