Блеф или угроза?

Запуск северокорейцами нескольких ракет не на шутку переполошил мировое сообщество. Страны, участвующие в решении ядерной проблемы КНДР (хотя «решение» это не совсем верное слово – переговоры идут ни шатко ни валко более уже несколько лет), единодушно осудили нынешние испытания. Даже Китай, обычно избегающий эмоциональных оценок действий северокорейских властей, на этот раз выступил с осуждением действий Пхеньяна. Что уж говорить о Японии, Южной Корее и США…

Реакция России, кстати говоря, тоже была весьма резкой. Понятно почему – северокорейские ракеты упали в 200-мильной экономической зоне России, а одна из них не долетела до Находки нескольких десятков километров. Какая уж тут сдержанность…

Но не только по этой причине. По словам официального представителя МИД России Михаила Камынина, «предпринятые запуски ракет явно не соответствуют укреплению мер доверия в регионе». «Такого рода провокации существенно усложняют ситуацию вокруг корейской ядерной программы», - добавил дипломат, подчеркнув, что Россия будет принимать самое активное участие в намеченном на среду заседании Совета безопасности ООН, которое будет посвящено обсуждению последних действий Пхеньяна.

До сих пор точно неизвестно, какие именно ракеты запускали северокорейцы. Если это ракеты типа «Скад» или «Нодон», то в принципе Пхеньян не нарушил взятых на себя обязательств не испытывать ракеты дальнего радиуса действий (радиус действий вышеуказанных ракет – примерно 1,3 тыс. км). Но если это баллистическая ракета «Тэпходон-2», теоретически способная достичь Аляски, то дело принимает совсем другой оборот – ведь тем самым северокорейцы явочным порядком перестали соблюдать добровольно объявленный в 2001 году мораторий… В этой связи возникает закономерный вопрос – чего стоят нынешние и возможные договоренности с КНДР?

Однако пока никто со 100-процентной гарантией не может утверждать, что северокорейцы испытали именно баллистическую ракету. Некоторые эксперты вообще считают, что Пхеньян не располагает соответствующими технологиями, а тем более – самими ракетами.

«Надежной информации о типе стартовавших баллистических ракет Северной Кореи нет. Если действительно речь идет о межконтинентальной ракете «Тэпходон-2», то это - откровенная авантюра, поскольку еще не испытан прототип этой ракеты – «Тэпходон-1», - заявил «Интерфаксу» главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Дворкин, который ранее возглавлял 4-й ЦНИИ МО РФ, занимающийся исследованиями в области стратегических вооружений.

По его мнению, «не представляя военной опасности в ближайшей перспективе, последний пуск баллистических ракет, скорее всего, - очередная провокация с целью оживить шестисторонние переговоры по ядерной программе Северной Кореи, добиться экономической помощи и гарантий сохранения существующего режима».

«Ракетный блеф Северной Кореи похож на противоракетный блеф США, которые объявили о приведении своей неотработанной ПРО в состояние боевой готовности. В итоге - двойной блеф. Однако реакция на прекращение объявленного Северной Кореей моратория на испытания баллистических ракет большой дальности вполне оправдана», - считает Дворкин.

Однако с этим мнением не согласен председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. «То, что Пхеньян стал запускать стратегические ракеты - это плохой знак для всех», - заявил политолог «Правде.Ру». По его словам, теперь Пхеньян, скорее всего, окажется в еще большей изоляции. «У России это также должно вызывать особую настороженность, поскольку Корея заявляла, что якобы она обладает ядерными боеголовками», - отметил Караганов.

Впрочем, в КНДР произведенным эффектом, судя по всему, довольны. МИД этой страны заявил, что проведение ракетных испытаний является суверенным правом. «Проведение ракетных испытаний является неотъемлемым и суверенным правом КНДР, и никто не вправе указывать нам, можно это или нельзя», - сказал на пресс-конференции в Пхеньяне представитель МИД Северной Кореи Ли Хен Ток. По его словам, Пхеньян не нарушал взятых на себя обязательств. Вместе с тем дипломат счел нужным добавить, что «подробности запусков известны лишь северокорейскому военному ведомству, а МИД о них ничего не знает».

Олег Артюков

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *