Тотальная зачистка: еще 10 банков ожидает участь "Содбизнесбанка"

Противостояние Центробанка и Содбизнесбанка (СББ), лишившегося лицензии за нарушение закона об отмывании преступных доходов, обостряется. В пятницу ЦБ обвинил банк в противодействии временной администрации и попытках ввести в заблуждение клиентов. Тем временем глава Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) Виктор Зубков объявил, что знает еще десять банков, нарушающих "противоотмывочный" закон. Такое заявление, как сообщили в пресс-службе ФСФМ, сделал руководитель службы Виктор Зубков. По его словам, эти банки не предоставляют в службу по финмониторингу, как предписывает закон, информацию о подлежащих обязательному контролю и подозрительных операциях.

ФСФМ намерена действовать жестко в отношении банков, нарушающих закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Как заявил ранее В.Зубков, он считает обоснованными действия Центробанка России по отзыву лицензии Содбизнесбанка, поскольку этот банк допустил грубейшие нарушения этого закона.

По словам главы "финансовой разведки", ситуация с Содбизнесбанком будет способствовать тому, что другие российские коммерческие банки проанализируют правильность исполнения ими закона о борьбе с грязными деньгами". "Необходимо, чтобы в этом отношении были приняты все меры и другими банками, чтобы и они посмотрели, все ли у них идет так, как должно быть в соответствии с законом", — отмечал ранее В.Зубков.

Впрочем, председатель правления СББ Роман Петров уже говорил, что считает отзыв лицензии незаконным, и обещал обжаловать действия Банка России в суде. ЦБ же сообщает в своем пресс-релизе, что СББ "пытается ввести в заблуждение общественность относительно сложившейся ситуации, заявляя о том, что банк закрыт на несколько дней по техническим причинам" и что правление банка снова начнет работать. При этом ЦБ отмечает, что по закону обжалование решения об отзыве лицензии не ведет к ее восстановлению. Связаться с Андреем Козловым для более подробного комментария не удалось.

Эксперт управления казначейства одного из средних банков полагает, что на Неглинной боятся вывода активов из банка и после отзыва лицензии. "В принципе банк может попытаться фабриковать новые документы и уничтожать старые, проводить сделки с родственными структурами и т.д., -- говорит он. -- Надеюсь, что в случае с СББ об этом речи не идет". Он отмечает, что даже к моменту отзыва лицензии у Содбизнесбанка был "очень красивый баланс устойчивого банка", а поводом для действий ЦБ стали претензии по линии финансовой разведки.

Издание "Газета" полагает, что в банках первой тридцатки обнаружение таких недобросовестных банков маловероятно, "поскольку, работая только в качестве меняльной конторы и занимаясь "сомнительными делами", сложно отстроить крупный бизнес". Однако, столь же очевидно, что часть вкладчиков не преминет забрать деньги из банков "на всякий случай". Это может значительно повредить российской банковской системе, только-только получившей доверие вкладчиков. Впрочем, как рассказал "ГаЗеТе" президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян, существует альтернатива отзыву банковской лицензии. "Иногда бывает достаточно сменить руководство банка. Процедура достаточно проста: собственники кредитного учреждения ставятся в известность Центробанком или ФСФМ о том, что у них есть выбор — добровольно сменить руководство банка или ждать отзыва лицензии. Если акционеры вменяемы, то они соберут внеочередной совет директоров, на котором вопрос и будет решен. Ведь, бесспорно, жизнь лучше смерти. А для банка лишение лицензии — это смерть", — объясняет банкир. При смене руководства банк продолжает работать в обычном режиме. Более того, вкладчики могут о происшедшем и не узнать. Если же у кредитного учреждения отзывается лицензия, возможен один выход из ситуации — банкротство с последующей ликвидацией кредитного учреждения. Отзыв лицензии — крайняя мера не только потому, что банк прекращает свое существование. У кредитного учреждения есть обязательства, которые в случае банкротства могут быть не исполнены полностью. Ведь кроме кредиторов (юридических лиц) есть еще и вкладчики, которые в лучшем случае при банкротстве получат номинал вклада, а в худшем — потеряют 30-40% от накопленных сбережений. И это несмотря на то, что они являются кредиторами первой очереди. Пока в России не работает система страхования вкладов, никаких более радужных перспектив не открывается.

По материалам российских СМИ