Касьянов не уверен в необходимости реформы газовой отрасли

Премьер-министр Михаил Касьянов пересмотрел свою точку зрения на реформу газовой отрасли. В интервью "Ведомостям" он поставил под сомнение необходимость рыночных преобразований в отрасли. Впрочем, и чиновники, и аналитики не теряют надежды на реформу "Газпрома", а высказывания премьера считают предвыборными. Касьянов, в частности, заявил, что не уверен в необходимости реформы газовой отрасли и создания рынка газа, на котором цена определялась бы исходя из спроса и предложения. "Нам нужно понять, что лучше для страны. Если мы считаем, что общие объемы добычи газа должны поддерживаться примерно на сегодняшнем уровне, то все необходимые для этого ресурсы уже обозначены, разведаны и вопрос только в разработке, с которой справится тот же самый "Газпром", — объяснил свою позицию премьер. С помощью госрегулирования внутреннюю цену на газ можно удерживать на низком уровне, а дешевый газ Касьянов считает конкурентным преимуществом российской экономики: "Поскольку компания находится под государственным контролем... мы можем держать меньшую цену, чтобы вся экономика России могла пользоваться естественным преимуществом — наличием и, следовательно, относительно низкой ценой природных ресурсов". Если же в отрасли будут работать рыночные механизмы, "Газпром", "который обеспечивает и будет обеспечивать 90% добычи", сможет "формулировать квазирыночную цену". "Я не говорю, что сформировал окончательное мнение, но я слышал веские доводы, причем не от представителей "Газпрома", о том, что "свободное" ценообразование — не лучший вариант", — заключает премьер.

По данным Минэнерго, в 2003 году в России было добыто 616,45 млрд куб. м газа (на 3,6% больше, чем в 2002 г. ). 90% добычи обеспечивает "Газпром", 6% - независимые производители, 4% - нефтяники. Идеологом газовой реформы является Минэкономразвития. Чтобы обеспечить конкуренцию на газовом рынке, оно предлагает выделить из "Газпрома" магистральные газопроводы, диспетчерское управление, а также раздробить его газодобывающие активы. Правительство планировало утвердить концепцию газовой реформы еще в 2000 г. , в 2002 и в 2003 гг. этот вопрос выносился на заседания кабинета. Однако всякий раз он вычеркивался из повестки дня заседания правительства по инициативе "Газпрома", выступающего категорически против реформы. Касьянов же активно поддерживал реформу и даже шел на обострение отношений с монополией. "А то мы будем еще четыре года сидеть, тогда как надо двигаться", — заявил премьер в сентябре 2003 г. Утвержденный Касьяновым 3 января план мероприятий правительства на 2004 г. предусматривает утверждение в июне 2004 г. концепции развития газовой отрасли.

Эксперты в один голос говорят, что премьер засомневался в необходимости реформы под давлением Кремля. Президент Владимир Путин в прошлом году дважды давал понять о неприятии идей реструктуризации "Газпрома", напоминаетначальник аналитического отдела банка "Зенит" Сергей Суверов. "Газпром" делить не будем", — заявил, в частности, президент в октябре 2003 г. По словам Суверова, Касьянов дал понять, что готов двигаться в русле позиции президента. Согласен с ним и президент Института энергетической политики Владимир Милов. "Может, [Касьянов] хочет остаться премьером, может, что-то другое, но ему сказали не реформировать [газовую отрасль]", — рассуждает он.

В "Газпроме" высказыванию премьера обрадовались. "Мы давно говорили о том, что в радикальной реформе "Газпрома" нет необходимости", — говорит пресс-секретарь предправления "Газпрома" Сергей Куприянов. По его словам, вместо этого следует реформировать систему тарифообразования, что должно привести к увеличению притока инвестиций в газовую отрасль. В чем должна состоять реформа, Куприянов не сказал. А источник в "Газпроме" уточнил, что "цены на газ должны повышаться больше чем на нынешние 20% в год".

Но большинство экспертов все же уверены в необходимости газовой реформы и реструктуризации "Газпрома" по сценарию Минэкономразвития. Милов лишь полагает, что из-за чрезмерной политизированности вопроса сюжет "должен отлежаться годик на полке". "В существующей системе контролировать издержки монополий невозможно, они всегда докажут их обоснованность", — соглашается высокопоставленный госчиновник. Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев уверен, что искусственное сдерживание тарифов — это утопия и из-за большого объема кредиторской задолженности "Газпрома" тарифы вскоре станут завышенными.

Кроме того, комментируя претензии налоговых органов к нефтяной компании "ЮКОС", премьер-министр сказал, что за убытки государства от "дыр" в налоговом законодательстве должны отвечать чиновники, а не предприниматели, пользовавшиеся законными схемами для минимизации выплат в бюджет. По словам Касьянова, он отрицательно относится к признанию законных действий по оптимизации налогообложения незаконными задним числом. "По той простой причине, что в законе были дырки, позволявшие оптимизировать платежи. Налоговый кодекс не запрещал ЮКОСу и другим компаниям проводить сделки через внутренние офшоры", — объяснил свою позицию премьер.

"Значит, те ведомства, которые "уколы делают, градусники ставят", в общем "практикуют", должны были немедленно сделать все, чтобы эти дыры ликвидировать. А раз они три года только не очень громко критиковали, тогда и ответственность за это должны нести", — добавил он. "Если действия (компаний по минимизации налогообложения) допускались законом, то мы и должны сегодня руководствоваться критериями закона, а не понятием справедливости", — сказал он, добавив, что "никто такой цели не может ставить — припомнить всем старые грехи", а за "дыры" в законодательстве должны отвечать "не только министр по налогам, министр финансов, но и все правительство,.. и я тоже".

Обсудить