Будущее ядерной программы КНДР продолжает висеть в воздухе

На этой неделе в Пекине возобновились переговоры по судьбе ядерной программы Северной Кореи. Эта новость должна была стать главным событием в международной жизни. Однако вопреки ожиданиям, информация из зала заседаний приходит весьма скупая. Пока же можно сказать, что прорыва не произошло. И причина тому – серьёзнейшие разногласия КНДР с США и Японией.

Вопрос о ядерной программе КНДР вот уже 15 лет будоражит мир. Обвинения в том, что правительство сначала Ким Ир Сена, а затем и Ким Чен Ира занимается разработкой ядерного оружия, звучали из Вашингтона ещё при Клинтоне. Как только в Белый Дом въехал Джордж Буш, он немедленно причислил КНДР к оси зла. А после того, как премьер министром Японии стал славящийся своим тёплым отношением к США Дзюнъитиро Коидзуми, отношения обострились до предела.

Ядерная программа Пхеньяна вызывает неоднозначную реакцию. Противники США не устают восхищаться, как небольшая бедная страна не боится оказывать сопротивление мировому гегемону. Другие, в свою очередь, возражают, что наличие ядерного оружия у столь бедной страны с тоталитарным режимом является угрозой безопасности во всём мире. И вот в 2002 г. стало доподлинно известно, что КНДР удалось провести операцию по обогащению урана, и страна близка к получению заветной бомбы. Проблема действительно стала глобальной.

В феврале 2003 г. начались шестисторонние переговоры по судьбе корейской ядерной программы. Их участниками стали КНДР, Южная Корея, Россия, Китай, Япония и США. Однако вместо общения эксперты из США, Северной Кореи и Японии начали осыпать друг друга взаимными обвинениями откровенно политического характера. Американцы и японцы указывали на тоталитарный режим, а северокорейцы обвиняли США в стремлении к гегемонии любой ценой, а Японию – в милитаризме. В октябре 2004 г. КНДР в знак протеста против давления со стороны американской администрации вышла из переговорного процесса. А уже в феврале её руководство объявило на весь мир, что страна располагает ядерным оружием.

Начало новых переговоров постоянно откладывалось, и вот, наконец, все заинтересованные стороны собрались в Пекине. Открывая заседание, глава МИД КНР Ли Чжаосин отметил, что для «денуклеаризации Корейского полуострова все стороны должны проявить гибкость и взаимное доверие», но указал, что стороны непременно столкнутся с трудностями. Замминистра иностранных дел Южной Кореи сказал, что северным братьям будут предоставлены все гарантии безопасности, и его поддержал в этом замглавы МИД России Александр Алексеев. В том же духе выступили и делегации КНДР, США и Японии. Так, помощник госсекретаря США Кристофер Хилл отметил, что США признают факт суверенитета КНДР и не собираются нападать на Северную Корею. Взамен нужно только одно – отказ от ядерной программы, которой бы зафиксировали инспекторы МАГАТЭ.

И вроде процесс пошёл. Начались двусторонние консультации. Несмотря на несхожесть позиций, состоялся диалог между КНДР и США. Но как только дело дошло до встречи между Северной Кореей и Японией, то всё снова застопорилось. Японская сторона заявила, что условием нормализации отношений с Северной Кореей является признание факта похищения на территории последней в 1970-80-е гг. двух японских граждан и полное ядерное разоружение. В ответ делегация КНДР отказалась от встречи. Не помогли даже заверения японцев, что в обмен на это испытывающей огромную нехватку средств Северной Корее будет оказана материальная помощь.

Переговоры между США и КНДР также зашли в никуда. Американцы отказались от безоговорочного демонтажа всех ядерных реакторов, но потребовали безусловного отказа северокорейцев от ядерной программы. Кроме того, делегация США призвала КНДР улучшить дела с правами человека. В ответ последняя потребовала превращения всего Корейского полуострова в безъядерную зону, что означает вывод американского ядерного оружия из Южной Кореи. Кроме того, в Пхеньяне намерены добиваться исключение своей страны из «оси зла».

Таким образом, никакого прорыва на переговорах не произошло. Хотя глава российской делегации Александр Алексеев дипломатично заявил, что стороны выражают осторожный оптимизм относительно исходов диалога, но его слова выглядят скорее дипломатической вежливостью. Проблема с повестки дня не снята, и нет никакой гарантии, что позиции сторон не ужесточатся. Так что ситуация вокруг КНДР и её ядерной программы ещё на неопределённый срок останутся источником нестабильности – тем более, что и в Вашингтоне, и в Пхеньяне очень сильно крыло «ястребов», готовых почти на всё.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *