Последняя выставка редких икон

Выставка уникальных икон "И по плодам узнается древо" проходит сейчас в Третьяковской галерее. Ее уникальность — не только потому, что экспонаты собрания редки и принадлежат кисти великих иконописцев прошлых веков, но и потому, что мы, столкнулись с новым для российского музейного дела явлением — институтом частной коллекции.
Ценителям разных видов искусства приходилось сталкиваться с частными коллекциями, выставляемыми музеями. Однако это были экс-частные коллекции — переданные в дар государству или конкретному музею при жизни собирателя, или после его смерти.
Теперь же предметы искусства зачастую оказываются в личном владении, как это давно происходит на западе, а значит, в ряде случаев могут считаться утраченными для общества, если владельца посетит вполне естественное желание охранять раритет от посторонних глаз. Ну, и в-третьих, сейчас складывается опять-таки уникальная ситуация, когда экспонаты коллекции не собирались годами, передавались из поколения в поколение, а формировались коллекционером, располагающим средствами, за достаточно короткий период, интенсивно и целенаправленно.
Все вышесказанное относится к коллекции, которая до 13 апреля выставляется в Третьяковской галерее.
На выставке экспонируется 72 образа. Среди них очень необычная новгородская икона "Чудо Георгия о змие" конца XV века: цвет коня, на котором восседает Георгий Победоносец, — черный, вместо канонического белого (на снимке). К уникальным образцам столичной иконописи третьей четверти XVI века относятся две небольшие иконки "Патриарх Гад" и "Патриарх Дан". Они принадлежат к одному из самых ранних праотеческих циклов, созданных в период сложения структуры иконостаса.
Древнейшим образом признан "Спас оплечный", вероятно, написанный мастером новгородской школы не позже середины XV века. Примерно того же возраста — "Успение Богоматери" из Ростово-Суздальских земель, созданное, судя по стилистике, в одном из крупных центров иконописания. Ярким образцом т.н. "ростовских писем" являются икона "Святитель Николай" XV века и еще целый блок древних памятников из публикуемой коллекции.
Без сомнения, свидетельством расцвета искусства Новгорода во времена архиепископа Евфимия II (1429-1458) служит икона "Вход в Иерусалим" из праздничного ряда неизвестного иконостаса, созданного в Новгороде 1-й половины XV века. "Абсолютно уникальной" называют ученые новгородскую икону конца XV века "Чудо Георгия о змие": Георгий Победоносец скачет на вороном коне, а не на белом, как предписано каноном.
В ряду икон, датируемых XVI веком, выделяется "Огненное восхождение пророка Ильи" (30-е годы) — еще один превосходный образец живописи Новгорода. По мнению специалистов, икону отличает оригинальное изобразительное решение — в мастерской архиепископа Макария его "сочинил" живописец с богатейшей фантазией и редкой смелостью в интерпретации библейских текстов.
Выдающимися памятниками древнерусской эпохи называют ряд московских икон XVI века: это прежде всего "Богоматерь Владимирская" - копия прославленной константинопольской иконы XП века, хранящейся в собрании ГТГ, и "Феодосий Великий с житием" - древнейшее из известных житийных изображений почитаемого на Руси великого аскета.
В коллекции икон XVП века особым артистизмом исполнения отмечены памятники ярославской школы, например, грандиозное по размерам "Рождество Христово".
Высоко ценятся подписные работы известнейших мастеров Оружейной палаты рубежа XVП-XVШ столетий — Василия и Кирилла Уланова, равно как "Троица", созданная выдающимся изографом Гурием Никитиным. Есть в коллекции Бондаренко и прекрасные образцы позднего периода иконописания — от второй половины XVШ до начала ХХ века. Значимое явление этой эпохи — иконы Петра Гурьянова, прославившегося не только как иконописец, но и как реставратор и широко известного в научных кругах своей работой над "Троицей" Андрея Рублева.
Моложе всех в собрании — икона 1921 года "Ангел-хранитель с Иоанном Предтечей, мученицами Анастасией, Надеждой и избранными святыми".
Специалисты считают собрание икон Виктора Бондаренко одним из лучших частных собраний. Оно сформировано за 4 года. Виктор Бондаренко говорит о своей коллекции и коллекционировании русских икон не столько с искусствоведческой точки зрения, сколько с точки зрения предпринимателя, вкладывающего деньги в антикварный бизнес: "Считаю, что русская икона недооценена. За работу живописца испанского двора дают миллион долларов, а за работу русского иконописца той же поры только 60-100 тысяч. На последнем московском антикварном салоне за икону кисти Симона Ушакова просили 250 тысяч "зеленых", а продали за 100 тысяч. Стоимость моей коллекции на сегодняшний день составляет несколько миллионов долларов. Мой друг из Франции предлагает выставить мое собрание в Париже и Нью-Йорке. Но я чувствую, что выставка в Третьяковке будет последней демонстрацией ее широкой публике. Как-то неуютно чувствую себя дома без этих икон на стенах. "
Безусловно, что многих ценителей искусства может и покоробить такое высказывание, однако совершенно очевидно, что без денег хорошей коллекции собрать невозможно, и что бизнесменам, собирающим предметы искусства и вполне возможно, спасающим эти раритеты от вывоза за рубеж в рамках очередной реституции, можно только быть благодарными.
Жаль, что дома им неуютно без их коллекций, и что та же коллекция Бондаренко может быть навсегда сокрыта от людских глаз по желанию владельца, но тут уж ничего не поделаешь.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *