Тамбовские: как «авторитет» искал справедливости у отца олигарха

На процессе Пичугина в Мосгорсуде выясняются новые детали совершенных несколько лет назад преступлений, связанных с корпоративными интересами ЮКОСа.

Свидетель Олег Смирнов в 90-е годы работал в тамбовской милиции. В 1997 г. он изымал незаконно хранившийся карабин у некоего Сергея Горина, бывшего главы фирмы «Алгоритм». Фирма эта была известна в Тамбове, ее рекламные ролики крутили по местному телевидению, акции пользовались большим спросом. Потом «Алгоритм» обанкротился, обманутые вкладчики требовали у Горина вернуть им деньги, Горин ходил на прием к губернатору, но тот поддержки ему не оказал. К моменту знакомства со Смирновым Горин считался то ли бизнесменом, то ли местным криминальным авторитетом – впрочем, для 90-х годов такое сочетание было вполне нормальным. Постепенно между Смирновым и Гориным сложились приятельские отношения – судя по всему, настоящих, близких друзей у Горина не было вовсе. «Я понял, что он неплохой человек», - заявил Смирнов.

Начало см.: Волгоградский киллер Цигельник был другом главы службы безопасности ЮКОСа?

Через некоторое время Смирнов начал фактически работать на Горина: возил его на своей машине в Москву. Адрес был все время один и тот же – улица Ляпунова (недалеко от офиса Службы безопасности ЮКОСа на ул. Вавилова).  По словам Смирнова, при въезде в Москву Горин постоянно звонил одному и тому же человеку, договаривался о встрече. Человека этого сам Смирнов видел только один раз, но имя его знал – Алексей Пичугин. Не была для Смирнова секретом и цель этих московских визитов Горина – Пичугин, по словам свидетеля, давал Горину поручения «криминального характера». «Мне известно, что по заказу Пичугина Горин организовал покушение на бизнесмена Рыбина, устранили женщину, фамилию которой я не знаю, но она жила в Москве, владела там недвижимостью (речь идет о Валентине Корнеевой)». Горин рассказывал приятелю и о некоторых деталях этих «криминальных поручений». Правда, никогда не называл фамилий. Про первое неудачное покушение на Евгения Рыбина рассказал, что стрелял в бизнесмена человек в маске, которого, тем не менее, потом опознали. Человек этот, по словам Горина, был мастером-оружейником золотые руки, настоящим Кулибиным.

Впрочем, действовал этот новый «Кулибин» не один, а с группой поддержки, но кто в нее входил, Горин Смирнову не поведал. Второе покушение, закончившееся подрывом машины Рыбина и расстрелом его охранников, совершало несколько человек. Операция была спланирована по-военному четко: заранее разрабатывались пути отхода (киллеры уходили с места преступления на лыжах),  проверялся хронометраж. На вопрос Смирнова, кто же так профессионально готовил второе покушение, Горин ответил, что хронометраж и подготовку проводил человек по имени Геннадий. Верный своему принципу, он не назвал фамилии киллера, хотя теперь известно, что этим человеком был Цигельник-Шевцов. Цигельник не относился к числу тамбовских бандитов, его вместе с подельниками приглашали из Волгограда. Происходило это в тех случаях, когда Горин не мог или не хотел использовать тамбовскую бригаду во главе с Игорем Коровниковым.

См. также по теме: " Малява" для Пичугина бестселлером не стала

За свои специфические «услуги» Горин, естественно, ожидал от заказчиков определенного гонорара. Дело было не только в деньгах: авторитетный бизнесмен надеялся, что московский приятель Пичугин поможет ему устроиться на руководящую должность в тамбовское отделение МЕНАТЕПа . Разговоры об этом велись давно, еще с тех времен, когда Горин, в ту пору еще руководитель «Алгоритма», помогал МЕНАТЕПу арендовать здание в Тамбове, знакомил московских бизнесменов с полезными людьми в городской администрации. Пичугин обещал, однако время шло, а Горин по-прежнему оставался безработным.

«Горину необходимы были деньги, - говорит Смирнов. – Оплата его услуг не была произведена должным образом и в полном объеме, и он испытывал финансовые затруднения». Даже на поездки в Москву Горину приходилось занимать деньги у знакомых. Кроме того, по его словам, он не мог расплатиться с исполнителями московских «заказов».

В какой-то момент, отчаявшись, видимо, получить деньги от Пичугина, Горин решился на крайний шаг. В один из майских дней 2002 г. Смирнов отвез его не по обычному адресу на улицу Ляпунова, а в подмосковный поселок Кораллово, где располагался находившийся на попечении ЮКОСа детский дом-лицей. Заведовал лицеем отец главы ЮКОСа Борис Ходорковский.

Сам Смирнов при разговоре Горина с отцом олигарха не участвовал – ожидал в машине перед воротами лицея. Горин вышел спустя  два часа, довольный, сказал, что встреча прошла хорошо, Дед (так он называл Бориса Ходорковского) принял его очень доброжелательно, даже налил «сто грамм». «От него действительно пахло алкоголем», - уточнил Смирнов. 

См. также по теме: " Внутреннее дело компании": на процессе Пичугина продолжается допрос свидетелей обвинения

По словам Горина, он рассказал Ходорковскому-старшему, что работал на ЮКОС и назвал кое-какие фамилии (в том числе, Рыбина). Пожаловался, что труд его должным образом не оценен, и что он и люди, непосредственно исполнявшие работу, испытывают финансовые проблемы. Намекнул, что в случае чего может и рассказать о «заказах» тем людям, на которых точили зубы шишки из ЮКОСа, но не хочет этого делать. «Не идти же мне, в самом деле, к тому же Рыбину?» - якобы сказал отцу олигарха Горин. «Да, это глупо», - согласился Борис Ходорковский и поинтересовался, какова же цена вопроса. Горин назвал сумму – Смирнов не знал, какую именно, хотя на первом процессе Пичугина озвучивалась цифра в сто тысяч долларов. «Всего-то?» - удивился Ходорковский-старший и пообещал тамбовскому бизнесмену урегулировать все проблемы.

Вскоре после визита в Кораллово Горину позвонил Пичугин и вызвал его в Москву. Состоявшийся между ними разговор трудно назвать дружеским: Горин рассказывал Смирнову, что Пичугин сразу же стал кричать и топать ногами, повторяя: «Ты хоть понимаешь, что ты наделал? После этого тебе конец!». Видно было, что встреча тамбовского авторитета с отцом олигарха очень не понравилась руководству ЮКОСа.

Тогда-то Горин и заявил Пичугину, что у него есть некие материалы, которые способны «уберечь» его от неприятностей. О чем конкретно шла речь, Смирнов не знал, но предположил, что Горин собирал компромат на ЮКОС с тем, чтобы обеспечить себе безопасность. В частности, Смирнов припомнил, что у Горина был диктофон, но брал ли он его на встречи с Пичугиным, ответить затруднился.

Угрозу Горина, видимо, приняли всерьез. Пичугин кардинально поменял тактику. Он постоянно звонил Горину, интересовался его делами, обещал, что вскоре все вопросы будут улажены, уговаривал подождать. Действительно, спустя полгода Горин получил от Пичугина часть обещанной суммы – 40 тысяч долларов. На эти деньги он принялся достраивать свой частный дом в пригороде Тамбова, возводить хозяйственные постройки. Пичугин убеждал его, что очень скоро руководство ЮКОСа предложит Горину высокооплачиваемую работу в тамбовских структурах компании...

В середине ноября 2002 г. Пичугин в очередной раз позвонил Горину и предложил ему приехать в Москву. Горин попросил Смирнова заехать за ним рано утром 21 ноября. Подъехав к дому Гориных, Смирнов обнаружил, что ворота заперты, а на телефонные звонки никто не отвечает. Три кавказских овчарки, охранявшие дом Гориных, были заперты в вольере.

См. также по теме: Как ЮКОС хотел уничтожить Нефтеюганск

Прождав несколько часов, Смирнов перелез через забор и проник в запертый дом. Ни самого Сергея, ни его жены Ольги там не оказалось, дети Гориных были заперты в ванной. Вместе со старшим сыном Горина Димой Смирнов обошел – или, точнее, обежал – весь дом, но не обнаружил никаких следов пропавшего приятеля. Лишь в гараже на стенах и на щебенке были видны какие-то темные пятна, похожие на кровь. Кроме того, Смирнов заметил, что тяжелый сейф, стоявший в подвальном помещении, распахнут настежь и пуст. Какие бумаги хранил там Горин, Смирнов не знал.

Вскоре после исчезновения Гориных Смирнов позвонил Пичугину по телефону, указанному в ежедневнике Сергея – блокнот нашла теща Горина Галина Дедова. Пичугину Смирнов сказал, что является знакомым Сергея, но фамилию свою не назвал. Пояснил, что ему известно, чем занимался Горин по поручению людей ЮКОСа, намекнув, что может пустить эту информацию в ход. По словам свидетеля, он хотел, чтобы Пичугин отпустил Ольгу Горину. Почему Смирнов был уверен, что Ольга жива, не вполне ясно. Однако до сих пор на это надеются многие родственники Ольги Гориной.

Пичугин предложил Смирнову встретиться, но тот от встречи отказался. Тем не менее, какие-то надежды на то, что Пичугин может помочь Ольге Гориной, сохранялись у Смирнова еще довольно долго. Именно поэтому, по словам свидетеля, он не назвал фамилию Пичугина следователям, занимавшимся делом об исчезновении Горина и его жены...

Через несколько месяцев после исчезновения Гориных Смирнов был арестован по другому делу и приговорен к семи годам лишения свободы. Давать показания он стал значительно позже.

После исчезновения Горина и ареста Смирнова в Тамбове не осталось людей, знавших всю правду о механизме, связывавшем Службу безопасности ЮКОСа и бандитов из провинциальных «бригад». Ниточка, тянувшаяся от хозяев нефтяной империи Михаила Ходорковского и Леонида Невзлина через полковника Михаила Шестопалова и Алексея Пичугина к волгоградским и тамбовским киллерам оказалась перерезанной.

Степан Королев
Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить