Россия ставит крест на Гаагском трибунале

В очередной раз в центре серьёзного дипломатического конфликта может оказаться многострадальная земля бывшей Югославии. Главный военный прокурор Гаагского трибунала выступила с беспрецедентно жёстким заявлением о том, что Россия и Сербия не прикладывают усилий для поимки сербских военных преступников. Со своей стороны, постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин отметил, что Гаагский трибунал вообще пора закрыть.

По мнению Карлы дель Понте , власти Сербии недостаточно делают для того, чтобы в руках международного правосудия оказались лидеры боснийских сербов Ратко Младич и Радован Караджич . Претензии в отношении к России дель Понте свела к тому, что наша страна не помогает найти разыскиваемого за преступления в Косово серба Властимира Джорджевича, а также не передаёт в Гаагу задержанного в России сербского военного полицейского Драгана Зеленовича.

Реакция России была быстрой. «Информация трибунала о месте нахождения Властимира Джорджевича по итогам проведенной компетентными российскими органами проверки не подтвердилась. Зеленович, по известным трибуналу причинам, продолжает оставаться в следственном изоляторе города Ханты-Мансийска», - заявил постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин. «Прокурору не следовало бы находиться в мире политико-юридических иллюзий, рассчитывая проводить аресты предполагаемых виновных, живущих на территории суверенных государств», - добавил российский дипломат.

Однако Чуркин, долгие годы бывший специальным представителем Бориса Ельцина по бывшей Югославии, не остановился на этом. Он подверг критике отказ дель Понте отпустить в Москву на лечение  экс-президента Югославии Слободана Милошевича . «Трибунал, так ничего и доказав, остался без «главного обвиняемого», на работу с которым затрачены три года и огромные средства. Какие же уроки выносит Трибунал из всего этого?» - цитирует слова Чуркина «Интерфакс». В итоге российский дипломат сделал вывод, что Гаагский трибунал завершил свою работу в установленные сроки и необходимости продлевать её нет.

Гаагский трибунал по военным преступлениям в бывшей Югославии был образован в 1993 году, когда на Балканах шла братоубийственная бойня, и за время его работы были осуждены многие десятки людей. Однако если вглядеться в список обвиняемых в военных преступлениях, обнаружится удивительная вещь: убивали все, но подавляющее большинство обвиняемых в военных преступлениях – сербы. Хорватов, боснийских мусульман и албанцев в преступлениях против человечества обвиняют куда меньше.

Трибунал развил бурную деятельность, и на скамье подсудимых оказались многие видные - преимущественно сербские - политические деятели. Разумеется, особняком стоит дело экс-президента Югославии Слободана Милошевича. Более четырёх лет длился процесс по его делу, однако конкретных обвинений ему предъявлено не было. Карла дель Понте больше всего сожалела именно об этом после смерти Милошевича. И теперь, чтобы сохранить лицо, Гаагскому трибуналу просто необходимо заполучить на скамью подсудимых едва ли не самых разыскиваемых в мире людей – бывших лидеров боснийских сербов Ратко Младича и Радована Караджича.

В то же время руководители других сторон конфликта благополучно ушли от ответственности. Президент Хорватии Франьо Туджман , при котором после «зачистки» 1995 года из республики бежали более 200 тысяч сербов, умер в президентском кресле в 1999 году и был с почестями похоронен. В 2003 году ушёл из жизни лидер боснийских мусульман Алия Изетбегович , который не скрывал своей связи с самыми радикальными исламистскими группами, включая « Аль-Каиду ». Наконец, пока не осуждён ни один из лидеров косовских албанцев, которые хоть и не являются исламистами, но от помощи бен Ладена тоже не отказывались.

Правда, после четырёх лет бесплодных поисков в Гаагу был доставлен один из непосредственных исполнителей массового истребления и изгнания сербов в Хорватии генерал Анте Готовина. Это произошло в декабре 2005 года, однако за это время процесс по его делу не начался, зато с Хорватии сняты практически все ограничения на вступление в ЕС. А обвинённый в военных преступлениях экс-премьер Косово Рамуш Харадинай уже неоднократно приезжал в Гаагу, однако под стражу его до сих пор никто не взял…

Вадим Трухачев

Комментарий эксперта

Владимир Разуваев, директор Центра экономический и политических исследований и разработок

Гаагский трибунал – очень противоречивая структура. С одной стороны, его лучше оставить, потому что он представляет собой достижение цивилизации. Но с другой стороны, в его работе имеются два колоссальных недостатка, которые нельзя отрицать.

Первый –  избирательность правосудия, ибо трибунал фактически превратился в орудие Запада, и почти все его решения направлены против сербов. Второй – непрофессионализм его состава, и в первую очередь, самой госпожи дель Понте. Так что трибунал стоит оставить, но в глубоко реформированном виде.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *