Противостояние Запад-Иран: победитель уже определен?

Страсти вокруг иранской ядерной программы еще не достигли своей высшей точки, но уже близки к этому. Кульминацией станет мартовский доклад гендиректора МАГАТЭ Мухаммеда аль-Барадеи, который через месяц должен будет проинформировать Совет безопасности ООН об иранском ядерном досье. После этого с подачи США и Евросоюза против Ирана с высокой долей вероятности будут введены санкции. Могут, правда, вмешаться Россия и Китай. Но вовсе не факт, что Москва и Пекин захотят серьезно испортить отношения с Западом из-за Ирана.

Итак, на данный момент расклад приблизительно таков. С одной стороны, Иран, который постоянно твердит о том, что его ядерная программа не нацелена на создание оружия массового уничтожения и носит исключительно мирный характер. Постоянный представитель Ирана при Международном агентстве по атомной энергии Али Асгар Солтание даже заявил в понедельник, что лидер Исламской революции имам Хомейни в свое время проклял ядерное оружие и по этой причине Иран даже не думает о том, чтобы его создать.

Для иранцев это, может быть, и аргумент. Но для США и Евросоюза – нет. В Вашингтоне и Брюсселе отлично понимают, что заставить Иран вообще отказаться от ядерной программы невозможно. Однако Запад все еще не потерял надежду поставить ее под контроль. Чей – МАГАТЭ или непосредственно свой – не так уж и важно на данном этапе. Главное – не допустить создания ядерной бомбы.

Китай и Россия пока полностью не поддерживают ни ту, ни другую сторону. Пекин скорее потому, чтобы лишний раз продемонстрировать самостоятельность своего подхода к решению международных проблем, но в то же время не слишком играть на американских нервах. Интересы России же гораздо серьезнее. С одной стороны, иранские заказы фактически спасли нашу ядерную промышленность. С другой – появление у российских границ государства, обладающего ядерным оружием, не самым лучшим образом скажется на национальной безопасности. Но если Россия безоговорочно поддержит Запад, то таким путем проблема решена не будет. Рано или поздно иранцы ядерную бомбу получат – у них уже вполне достаточно для этого и знаний, и материалов. Только в таком случае у южных границ России появится еще один недоброжелатель.

На данный момент никто не знает (за исключением иранского руководства, разумеется), есть у Ирана атомная бомба или нет. А если нет, то насколько иранцы близки к его созданию. Генштаб Израиля, например, полагает, что Иран уже в марте может начать производство ядерного оружия. Но такие прогнозы израильтяне делают чуть ли не каждый месяц, так что говорить о том, что Иран обзаведется парой-тройкой бомб аккурат к докладу в Совбезе ООН было бы несколько преждевременно.

Но, допустим, иранское ядерное досье передано Совету безопасности. Где, в свою очередь, принято решение ввести против Ирана санкции. Каков будет результат?

Тегеран не откажется от своей ядерной программы, это очевидно. Инспекторы МАГАТЭ могут потерять доступ на иранские объекты. В очередной раз вырастут цены на нефть, поскольку на долю Ирана приходится примерно 5% мирового рынка этого вида энергоносителей. Если же Тегеран и дальше будет иметь возможность продавать нефть, то смысл введения санкций и вовсе будет сведен к нулю. Возможно, будут заморожены иранские счета в банках западных стран. Но трудно предположить, что в Тегеране не предусмотрели такой возможности…

Без сомнения, Иран будет испытывать экономические трудности, если санкции все же введут. Наверняка пострадают от этого европейские и российские компании, сотрудничающие с иранцами. Но трудности эти будут не настолько велики, чтобы заставить Тегеран отказаться от ядерной программы. Иранское руководство это прекрасно понимает, поэтому и занимает столь жесткую позицию на переговорах. В Вашингтоне и европейских столицах это тоже понимают, но отступать уже некуда. Санкции – это все-таки мирные средства давления. Ведь воевать с Ираном никто не собирается – ни США, ни Израиль, ни тем более Евросоюз. Военная операция слишком рискованна и последствия ее непредсказуемы.

Олег Артюков

О возможности войны см. также Почему США нельзя нападать на Иран?

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить