"Прорывная" авиация России: контуры видны уже сегодня

Вчера в российском авиапроме случилось поворотное событие. Куда оно повернет авиационную промышленность страны – пока неизвестно. Но факт остается фактом: президент России подписал указ о создании " Объединенной авиастроительной корпорации " (ОАК).

Конечно, с сегодняшнего дня ОАК не начала нормально функционировать. До этого момента частному бизнесу, занятому в авиапроме, и государству предстоит влить в объединенную структуру пакеты акций предприятий, из которых собственно и будет строится ОАК. Процесс этот обещает быть долгим и конфликтным – четкие правила пока не определены и у частного капитала могут быть свои соображения, отличные от планов государства , о своей доле участия в корпорации.

ОАК должна будет решить следующие критичные для российского авиапрома задачи: вывести на мировые рынки максимально конкурентоспособные коммерческие модели самолетов, обеспечить потребности военной авиации России и выйти на "прорывные программы", в основном военного направления.

Когда ожидать первых полноценных вздохов ОАК и какие программы станут приоритетными? Какие "прорывные" проекты должны определить будущее российской боевой авиации? Несмотря на то, что в СМИ об этом сведений практически нет, в экспертной среде текущие приоритеты известны.

Ими с читателями "ПРАВДЫ.Ру" поделился ведущий эксперт ОАО "НИИ экономики авиационной промышленности", главный редактор портала "Авиапорт.ру" Олег Пантелеев (ОП). "ПРАВДА.Ру": Когда можно ожидать начала полноценной работы ОАК? ОП: Конечно, говорить о том, что сразу после подписания указа ОАК заработала, как единый механизм, нельзя. Предусматривается, что в новую структуру будут вноситься пакеты акций предприятий-участников ОАК. Когда пакеты будут переведены – тогда и можно будет ставить точку в формировании корпорации.

Пока не назначен директор ОАК , трудно говорит о том, что существует какая-то управляемая структура. В зависимости от того, кто придет на эту должность можно прогнозировать, какие будут приоритеты развития и т.д.

Количество различных кандидатур, которые озвучиваются, очень большое: и первый вице-президент корпорации "Иркут" Валерий Безверхний, упоминался директор РСК "МиГ" Алексей Федоров, в свое время называли главу Роспрома Бориса Алешина . В конце концов, нельзя исключать и такого варианта, что это будет какой-либо представитель "Рособоронэкспорта". " Рособоронэкспорт " сейчас активно укрепляет свои позиции в российской промышленности.

"ПРАВДА.Ру": В сложившейся ситуации, когда сохраняется проблема управления, есть ли какие-то четкие перспективы и планы работы корпорации?

ОП: Ситуация очень простая: в настоящее время существует "Некоммерческое партнерство ОАК", созданное при участии представителей заинтересованных ведомств и предприятий авиационной промышленности. Его возглавляет Валерий Безверхний.

Партнерство принимало участие в работе над данным указом, а ранее – над концепцией объединенной корпорации. Это партнерство на первоначальном этапе разработало несколько важных документов. К примеру, определен продуктовый ряд (перечень конкретных типов самолетов), а также компании, ответственные за каждое из направлений. В настоящее время это различных 11 проектов в области гражданской и боевой авиации.

К данным проектам относятся:

  • RRJ (Russian Regional Jet – российский проектрегионального пассажирского самолета)
  • МС-21 (Семейство ближне-среднемагистральных самолетов)
  • Модернизация существующего парка Ил-96 и Ту-204-214
  • Грузовой многоцелевой самолет МТА совместно с Индией
  • Модернизация военно-транспортного самолета Ил-76
  • Восстановление производства Ан-124 "Руслан"
  • Строительство самолета-амфибии Бе-200
  • Конвертация пассажирских самолетов в транспортные
  • Создание двух перспективных истребителей: ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) и легкого истребителя. 
  • Создание ударных беспилотных комплексов
  • Два проекта по учебным самолетам – Як-130 и МиГ-АТ

"ПРАВДА.Ру": Как будет строится кооперация ОАК с крупнейшими мировыми авиаконцернами?

"Прорывная" авиация России: контуры видны уже сегодня
ОП: В настоящий момент в рамках некоммерческого партнерства "ОАК" существует коллектив специалистов, который занимается этим направлением. В частности, проводится анализ предложений и Boeing, и Airbus по сотрудничеству. Во-вторых, рабочая группа ОАК занимается своего рода "ревизией" производственных мощностей российских предприятий, а также выработкой рекомендаций. Эти рекомендации определяют, по каким конкретным проектам будет вестись сотрудничество между российским авиапромом и мировыми авиастроительными компаниями, какие конкретно российские предприятия будут задействованы в тех или иных совместных программах.

Это не затрагивает уже существующие проекты. Как известно, тот же "Иркут" уже подписал контракт с Airbus и готовится к отгрузке первых комплектующих для европейских авиастроителей. Кроме того, сегодня существует контракт между Airbus и "Воронежским акционерным самолетостроительным обществом".

"ПРАВДА.Ру": Механизм привлечения частного и, тем более, иностранного капитала в отрасль пока не ясен. Есть ли какие-то тенденции в этом направлении? ОП: По мере того, как будут создаваться дивизионы ОАК по гражданской технике, военной технике, по военно-транспортной и спецтехнике, доля частного капитала, включая иностранных инвесторов, может как-то меняться. Очевидно, что в боевой авиации государственное участие будет максимально, а иностранный капитал привлекаться не будет. Если и будет, то как результат одобренного на высоком политическом уровне союза - например с Индией.

А что касается гражданской авиации – то почему бы там не появиться большему участию частных компаний и иностранных компаний?

Вопрос участия частного и иностранного капитала в ОАК до конца не решен. По крайней мере, сегодня кажется ясным, что в ближайшие годы участие государства в формировании новой авиационной промышленности будет заметно выше, чем частного капитала, и даже будет возрастать.

Интересных проектов для частных инвесторов сейчас в рамках ОАК крайне мало. Частный капитал вряд ли будет вкладываться в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – объемы большие, срок возврата большой и высокие риски. Поэтому они останутся прерогативой государства.

Беседовал Сергей Малинин

Читайте также: "Правительство открывает двери западному авиапрому. Что дальше?"