«Северная нефть». Загнанных лошадей пристреливают. Не правда ли?


"Грязный бизнес" стал повседневной деловой практикой крупнейших российских компаний
Россия — это такая страна, где большие и сильные всегда могут отнять у маленьких и слабых, все, что им приглянется. Причем совершенно по закону. Потому что у нас "закон" именно тем и занят, что юридически обеспечивает запросы и интересы именно больших и сильных. Если с законом по каким-либо причинам происходит "пробуксовка", на арену "выпускаются" высокопоставленные политические покровители. Маленькие, конечно, также могут оказаться шустрыми и агрессивными, тоже могут иметь влиятельных покровителей во властных структурах. Но можно не сомневаться — рано или поздно они все равно сдадутся. Потому что у больших покровители все равно больше. Да и сами большие как-то важнее для власти страны. Или хотя бы для отдельных ее могущественных покровителей. Единственный выход для маленьких — "набить" себе цену. Чтобы капитуляция была "почетной" и небезприбыльной.

Сегодня сенатор от Пензенской области, в прошлом скандально известный заместитель министра финансов и фигурант не одного громкого уголовного расследования Андрей Вавилов объявил о том, что — опять же — скандально известная нефтяная компания "Северная нефть" сменит владельца. По его словам, договоренность о сделке достигнута. Сам Андрей Вавилов до избрания в Совет Федерации работал как раз председателем совета директоров "Северной нефти".

История компании "Северная нефть" и выигранной ею лицензии на разработку нефтегазового месторождения Вал Гамбурцева окружена непрекращающимися скандалами. Лицензию пытались отозвать, против компании заводили уголовное дело. В июле прошлого года российские СМИ были уверены, что Вал Гамбурцева сменит "разработчика". Однако в итоге пришлось сменить хозяина самой "Северной нефти".

"Северная нефть" выиграла конкурс на разработку месторождения Вал Гамбурцева еще в марте 2001 года. Причем эта победа была оспорена крупнейшими российскими нефтяными компаниями — "Лукойлом" и "Сибнефтью". Вслед за чем последовала нескончаемая судебная тяжба в судах разного уровня. В дело вмешались государственные службы — отзыва лицензии у "северной нефти" стало требовать Минприроды РФ. Однако, поскольку система недропользования в России базируется на так называемом правиле "двух ключей" - то есть лицензия выдается представителями федерального органа и местной власти — позиция крупнейших нефтяных компаний страны и федеральных министерств натолкнулась на решительное противодействие местных властей. Глава администрации Ненецкого автономного округа, на территории которого находится месторождение, и местное законодательное собрание отказались отзывать лицензию у компании г-на Вавилова.

Таким образом, прошлым летом сложился своеобразный "кризис недропользования". Со всей очевидностью необходимость реформирования системы недропользования поднял замглавы Администрации президента Дмитрий Козак, предложивший лишить регионы права выдавать лицензии на месторождения, которые по сути дела являются "общефедеральной" собственностью. Эти идеи были развиты Дмитрием Козаком в проекте закона РФ "О недрах", в котором возглавляемая им группа экспертов развила эти идеи и предложила российской власти по сути дела национализировать не только недра, но и добытое из них сырье. Если бы новая редакция закона воплотилась в жизнь — все российские добывающие компании превратились бы просто в подрядчиков государств, причем — "на побегушках".

Однако вернемся к истории "Северной нефти". Неуступчивость местной власти и лично главы администрации Владимира Бутова вызвали со стороны федеральных властей приступ гнева и явно неадекватные меры. Полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Виктор Черкесов пригрозил Бутову уголовной ответственностью. Более того, 12 апреля 2002 годаУВДНенецкого автономного округа действительно завело против собственного губернатора уголовное дело. За отказ выполнить одно из множества на тот момент противоречивых судебных решений и отозвать лицензию на разработку Вала Гамбурцева у "Северной нефти". 16 же апреля ненецкая милиция провела в здании ненецкой же администрации фронтальный обыске и изъяла все документы, касающиеся командировок, отпусков и бюллетеней губернатора Владимира Бутова. А федеральные СМИ, включая все центральные телеканалы, распространили сообщения (впоследствии дружно ими же опровергнутые) о том, что Владимир Бутов и вовсе объявлен в федеральный розыск. После этого уже ни у кого не осталось сомнений, что федеральные ведомства на местную власть действительно "натравили" неудачливые соискатели на Вал Гамбурцева — "Сибнефть" и в особенности — "Лукойл".

Для российских компаний такие методы "конкурентной борьбы" - совершенно обычное, можно сказать — повседневное дело. Однако на Западе такого рода методы однозначно квалифицируют как "грязный", мафиозный бизнес. Что, впрочем, совершенно не мешает зарубежным партнерам "Лукойла" и "Сибнефти" "с чистой совестью" иметь с ними дела. Лишнее свидетельство тому, что, начиная бизнес в России, иностранные бизнесмены довольно быстро привыкают вести дела "по-русски", и уже не видят в этом ничего "запретного".

После оказанного давления губернатор Бутов и депутаты местного законодательного собрания изменили свою позицию по поводу законности прав "Северной нефти" на разработку Ваала Гамбурцева и, в свою очередь стали оказывать на компанию давление. Однако к тому времени "Северная нефть" успела получить от нескольких региональных судов вердикты о том, что получила лицензию законно и, следовательно, может и дальше качать нефть из Ваала Гамбурцева.

В свою очередь Минприроды обвинило компанию в нарушении экологического законодательства РФ, а местное законодательное собрание вспомнило, что "Северная нефть" как-то забывает платить бюджету региона запланированные социальные и экологические платежи.

Последним всплеском конкурентной борьбы по-российски, стало решение Свердловского райсуда Иркутска от 28 декабря прошлого года. Суд запретил государственной монополии "Транснефть" транспортировать добытую "Северной нефтью" нефть. Такое решение суд принял по иску миноритарного акционера "Лукойла", который по-прежнему считал, что эта компания выиграла конкурс по Валу Гамбурцева "неправильно". "Северная нефть" обжаловала это решение, миноритарный акционер "Лукойла" также обжаловал последующую отмену благоприятного "для себя" судебного решения. И, казалось, вся тяжба в который раз вновь закрутилась по нескончаемому кругу российских олигархических разборок. Однако Андрей Вавилов подвел черту под этой нескончаемой "грязной" истории.

Он сообщил, что эта сделка готовилась давно. За последние четыре года "Северная нефть" (несмотря на давление конкурентов и судебно-уголовные преследования) активно развивалась, увеличив добычу с 600 тыс. до 2,5 млн. тонн в год. Эффективное управление компанией и ее развитие за эти годы позволили значительно повысить ее капитализацию. Теперь же компанию, вокруг сломано столько копий и карьер, можно выгодно продать. По его словам, произойдет одна из первых сделок в новой российской истории без применения привычных "оффшорных схем", и государства сполна получит все причитающиеся ему налоги. Теперь со всеми проблемами компании и месторождения в Ненецком АО будут разбираться уже новые хозяева, которые, по обещанию Андрея Вавилова, станут известны после 1 февраля. Интересно, окажется ли среди "счастливых покупателей" окажется "Лукойл"? Нынешние хозяева утверждают: Ни за что! Посмотрим.